«Таджикистан полон историй, о которых официально не говорят, но кино — должно»

Рецензия на короткометражный фильм «Обуза».


Сркиншот с фильма "Обуза" Таджикистан

Март месяц считается месяцем женской истории. И поэтому в этот месяц очень важно говорить ни сколько об успехах женщин, сколько тех трудностях, которые женщины имеют. Фильм «Обуза» Манзарали Шерали был сделан в 2021 году, и, сказать, что есть повод говорить про его фильм вроде нет, но на мой взгляд это один из тех фильмов, в котором режиссер встал на сторону женщины.

Он не только сочувствует ее судьбе, он вопрошает своих соплеменников об их совести. Почему люди должны платить дорогой ценой за свою любовь? Почему женщины у нас очень часто бесправные, экономически беспомощные? Этот фильм заставляет нас задуматься о цене жизни женщины, ее ребенка в нашем традиционном обществе.

Дебютный фильм «Обуза» Манзарали Шерали, молодого филммейкера, дипломированного актера театра и кино, отсылает нас к жестким законам традиционного общества, когда выбор партнера является прерогативой родителей, и любое отступление несет плачевные последствия для инициатора брака по любви.

О том как снимался фильм «Обуза» и о самом режиссере можно почитать здесь: Пять премий за фильм. Как молодой таджикский режиссер достиг успеха

Увиденная в жизни история молодой женщины, отсылаемая родителями мужа в своей собственный дом, там тоже не принятая, заставлять думать, что самостоятельность женщины наказуема, особенно в вопросах выбора партнера жизни.

В сгущенных тонах показана жизнь молодой женщины, которую возвращают домой с приданным и с новорожденным ребенком. Она молодая красивая таджичка, вся в украшениях, которые напоминают золотые, но это всего лишь дешевые подделки, которыми так любят украшать себя молодые женщины, ценность которых зависит от достатка семей.

Родственники ее мужа наняли таксиста старой «Волги», которая почти рухлядь, чтобы перевезти собственность женщины: сундук с приданым, ковер, гавора (детская люлька) и некая утварь былой невестки.

Машина выезжает с довольно приличного дома мужа женщины, когда ее «бывший» муж закрывает ворота вслед отъезду такси.

Водитель Рустам (Абдукарим Машраб) симпатичный добродушный мужчина, воодушевленный нашедшейся работе, учитывая качество его машины, и понимая состояние невеселой пассажирки, начинает разговор с ней (Саодат Сафарова), чтобы разрядить ситуацию.

Он спрашивает об имени ребенка, потом пол ребенка, не получив никакого ответа от пассажирки, он начинает ее успокаивать, советуя ей не горевать, что она якобы еще молодая, что муж молодой, что еще опомнится и прибежит к ней, когда соскучится по ребенку.

«Если мужик, то никогда не оставит ребенка сиротой», говорит водитель. Женщина молча слушает шофера, и ее настроение не меняется совсем, отекшая от слез, она молча слушает мужчину.

По дороге из города, водителя «Волги» останавливает милиционер (Сухроб Джанджолов) за нарушение правил транспортировки, потому что не отвечающим правилам безопасности развалюхе перевозить людей нельзя.

Милиционер журит водителя, кладя его взятку в свой карман, и советует ему не совершать подобных ошибок, и отпускает восвояси.

Водитель доезжает до адресата, находит нужный дом, где проживают родители женщины, но оттуда выходят родственники женщины, и то ли мать, то ли мачеха (Мохпайкар Ерова) советует холодным голосом отвезти пассажирку туда, откуда взял.

Она с презрением бросает в лицо пассажирке, что раньше надо было думать и закрывает дверь ворот. Водитель в недоумении, но садится в машину и везет обратно женщину.

Мирно обедающий милиционер-патруль удивленно провожает взглядом загруженную машину, которая едет теперь в обратном направлении. Что-то не так, отражено на лице блюстителя порядка.

Ребенок начинает плакать, женщина кормит ребенка грудью, спрятавшись за большим кулем, который находится на сиденье, а машина ломается. Она ломается именно на том месте, где захоронена женщина, которой поставлен придорожный памятник.

Пассажирка сидит у обочины, пристально глядя на могилу погибшей женщины, отражая на лице свои нехорошие мысли.

Но компаньоны продолжают свой путь, и наконец возвращаются в город, доезжают до дома ее бывшего мужа, где отчаянный родственник мужа кидается на водителя за то, что привез женщину обратно.

Кровь сочит из носа водителя, а женщина внимательно смотрит в лицо своего бывшего мужа из-за закрытого окна машины, а муж малодушно старается избежать взгляда своей бывшей жены.

Кульминацией фильма является монолог окровавленного водителя, когда он останавливается на высоте, где город хорошо виден, но огорожен сеткой, и эта сетка отражается на стекле двери машины, будто намекая на клетку, безвыходное положение героев картины.

Она сидит застывшая от горя, а водитель, вытирая кровь с лица говорит ей, что все его зовут арабекешом (грузчиком), а не таксистом, потому что его машина возит грузы, и уважаемые люди не садятся в его машину, брезгуют.

«Люди стали черствыми, они мало думают о других людях, но только о себе. Только моя мать называла меня по имени Рустам. Да, я грузчик, перевожу грузы, чтобы прокормить свою семью, у меня нет сына, но есть 4 дочки», — эмоционально говорит водитель.

Они сидят в машине, две судьбы, случайно встретившиеся, оба униженные, объединенные дорогой и не знающие своего будущего.

Рустам извиняется перед женщиной, называя ее сестрой, и кажется, что он извиняется за все беды, обрушившиеся на нее и на него: и предательство ее супруга, беспощадность ее матери или мачехи, за голод ребенка, за ее усталость и неверие в жизнь, за его несбывшиеся мечты занять достойное место в обществе, так как родился быть счастливым.

Авторы фильма неслучайно назвали водителя Рустамом. Согласно поэме Фирдауси «Шахнаме» Рустам был богатырем, обладал необыкновенной силой, мужеством, умом и благородством, и несомненно властью, которой нет у нынешнего Рустама. Но оставшееся благородство совсем не ценится в обществе. Авторы картины сделали акцент на измельчание мужчин нации, жестокости и высокомерии людей, отсутствии или поражении любви.

Водитель ее снова везет обратно из города к дому ее родителей. По дороге навстречу им едет тот самый милиционер-патруль, покинувший уже свой пост, «честно» отслуживший свой день. Он еще сильнее удивляется и смотрит вслед «Волги» в зеркале своей машины. Времена, наверное, думает блюститель порядка, но разве это его дело вмешиваться в личные дела людей в нерабочее время?

Пассажирка наконец заговаривает и просит водителя остановить машину. Ей надо по нужде, и водитель берет на руки, переданного ему ребенка. Ни о чем не подозревавший Рустам держит ребенка, ждет женщину, но позже начинает беспокоиться долгим отсутствием пассажирки.

Камера точно отражает испуг мужчины, потому что он понял, что женщина больше не вернется.

Фильм заканчивается в темных сгущающихся сумерках, намекая на закат не только дня, но и судьбы пассажирки.

Фильм «Обуза» минималистский, он в 22 минутах четко отразил состояние общества в состоянии реанимации традиций.

Я очень не хочу идти назад в Советское прошлое, но это правда, что неправомерных мер против женщины было меньше тогда, и общественность обязательно бы вмешалась в этот случай, и женщину бы не оставили наедине со своей бедой.

На мой взгляд, фильм «Обуза» повторил успех другого таджикского филммейкера Бако Садыкова, «Адонис 14» датированный 1977 годом, который в 10 минутах емко, полным красноречивым визуальным набором рассказал о предательстве.

Хотя фильмы принадлежат к разным направлениям кинематографа, «Обуза» — художественный, а «Адонис 14» — документальный, но они оба фильмы – притчи, отражающие реальность без прикрас и с полным набором символов.

Фильм «Обуза» получил много призов на пространстве СНГ, но он не выходил пока на дальнее зарубежье.

Сам режиссер, почитатель иранского кинематографа считает, что Таджикистан не готов к полному метру, не только потому что ресурсов мало, но по иным причинам.

Идею этого фильма режиссер вынашивал 8 лет, с 2012 года, когда стал свидетелем издевательства над людьми, и думая сейчас о другом фильме, видимо, займет определенное время, прежде чем мы сможем познакомиться с его новым фильмом. И очень надеюсь, что это будет полный метр, потому что Таджикистан полон историй, о которых официально никто не говорит, но кино — должно!

Режиссер: Манзарали Шерали

Сценарий: Некруз Джалилиен, Манзарали Шерали

Оператор/Монтаж: Абдукарим Уроков

Звук дизайн/Композитор: Далер Султонов

Роли: Абдукарим Машраб, Саодат Сафарова, Мохпайкар Ерова, Сухроб Джанджолов

Продюсер: Абдукарим Машраб

Продукция: Симург Синема

Автор рецензии: Независимая исследовательница, арт-менеджер Лолисанам Улугова