Таджикский актер Мухаммаджон Холов, которого до сих пор помнят по псевдониму «Мадонна», уже 18 лет на костылях. Два года назад Мухаммаджон вышел в финал конкурса Central Asia’s Got Talent в Казахстане. Мечтал победить и обязательно сделать операцию. Но пока заветная мечта «Мадонны» не сбылась.
В конце прошлой неделе Мухаммаджон выступил в программе «Песни от всей души», поразив зал своим исполнением. А еще рассказал, что по-прежнему живет один, снимает комнатку, работает в швейном цеху, копит деньги на операцию и не теряет надежды начать ходить самостоятельно.
Мы записали историю Мухаммаджона в 2022 году сразу после успешного его выступления в полуфинале конкурса Central Asia’s Got Talent. Тогда зал его провожал со слезами на глазах и бурными овациями. Для победы в финале и приза, который бы позволил сделать операцию, ему не хватило совсем немного.
Авария, перевернувшая судьбу
В прошлом Мухаммаджон Холов был известным таджикским комиком, выступая под псевдонимом «Мадонна». Артист активно выступал на сцене, делал хорошую карьеру. Но несчастный случай в сентябре 2005 года полностью изменил его жизнь. Те страшные дни он вспоминает неохотно.
«На самом деле, мне очень сложно вспоминать тот страшный сентябрьский день 2005 года, — рассказывает он.
Я стоял на обочине дороги на одной из столичных улиц в ожидании транспорта. Вдруг услышал громкий сигнал автомобиля. Только помню страшный удар… Пришел в сознание уже в больнице. Так, я оказался прикованным к постели.
За эти 16 лет я сильно разочаровался в жизни. К счастью, сегодня ситуация изменилась. Я очень благодарен хирургу Абдукариму Наимову, который дал мне мотивацию научиться ходить и надеяться на лучшее. Потому что раньше у меня даже не было надежды, что я снова смогу ходить. Теперь передвигаюсь на костылях и за это благодарен Всевышнему».
Воспоминания о прошлом
Мухаммаджон Холов признается, что раньше мечтал стать переводчиком, как его дядя. Но судьба распорядилась так, что он пошел по другой стезе и связал свою жизнь со сценой.
Мухаммаджон — выпускник столичной школы №77 и вспоминает, как сидя на школьной скамье, он представлял в своих грезах о будущей карьере переводчика английского языка.
Но со временем парень с приятной внешностью вдруг увлекся искусством. В старших классах он активно выступал на школьных мероприятиях, играя роли в юмористических сценках воспитательного характера. Так он стал школьной знаменитостью.
«Думаю, маленькая школьная сцена инстинктивно привела меня к профессиональной сцене. После окончания средней школы я поступил в Таджикский государственный институт культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде по специальности «постановщик массовых мероприятий».
Там нам преподавали такие мэтры искусства как Хашим Гадо, Шамси Киёмов, Аскар Абдурахмонов.
После окончания вуза меня взяли постановщиком в драмтеатр имени Пушкина в городе Бустон. Я проработал там какое-то время, а потом вернулся в Душанбе», — вспоминает Мухаммаджон Холов.
Один из «Гарибшо-компании»
Вместе с некоторыми однокурсниками Мухаммаджон еще со студенческих лет выступал в комедийных сценках, которые очень нравились молодежи. С присущим юношеским энтузиазмом он вместе с однокурсниками решил сформировать художественную студию.
Так, на 4 курсе был создан театр-студия «Гарибшо компания», где Мухаммаджон стал одним из ведущих актеров.
«В студенчестве мы создали свою юмористическую студию, назвав ее «Garibsho-Company». Мои друзья — Бахтиёр Рахимов, Ташриф Халилов и другие были из факультета драмы и кино, а я — из факультета режиссуры массовых мероприятий.
Помню, как наша первая шоу-программа называлась «Встреча Гарибшо с Мадонной» и тогда очень понравилась зрителям. Да так, что когда мы впервые выступали на большой сцене в киноконцертном зале «Борбад», наши поклонники, которые не смогли достать билеты, разбили окна и двери и ворвались в зал.
В итоге — деньги, вырученные от продажи билетов, за нанесенный ущерб нам пришлось полностью отдать администрации «Кохи Борбад»», — с улыбкой рассказывает Мухаммаджон.
Как объяснил необычное название студии наш герой, то она связана со сценическим псевдонимом лидера труппы Бахтиёра Рахимова – «Гарибшо» (от слова «странник»).
В свою очередь, он так назвал себя, потому что в те годы началась массовая трудовая миграция на чужбину и молодежь стала символом таких вот странников, «чужаков» — людей, оказавшихся не по своей воле на чужбине.
«Мы были королями на сцене, но вместе с тем, как эти странники, не имели ничего за собой. Поэтому мы работали под таким вот лозунгом, называя себя гарибами и шахами», — объясняет Мухаммаджон.
По его признанию, в студии он одновременно был актером, постановщиком, сценаристом, костюмером и еще выполнял кучу других обязанностей. И находился на пике славы в те годы.
В этом театре-студии Мухаммаджон Холов проработал 10 лет, с 1995 по 2005 годы, пока с ним не случилась трагедия.
Большая мечта
Когда Мухаммаджон Холов оправился от последствий аварии и решил продолжить работу постановщика в каком-либо культурном центре, его нигде не приняли, ссылаясь на его инвалидность.
За этот долгий жизненный период он не сидел без дела. Писал сценарии для своих однокурсников из «Гарибшо-Компании», с которыми его до сих пор связывают дружеские отношения, помогал своим ученикам-юмористам, занимался дизайном костюмов, писал стихи и сочинял музыку. Таким образом, он не давал себе возможности сломаться.
«Даже были такие моменты, когда я благодарил судьбу за то, что со мной случилось. Потому что благодаря этой аварии, я узнал разницу между черным и белым, стал отличать друга от врага, — признается он и продолжает, — С 2011 года, после долгой реабилитации, куда я только не обращался с просьбой устроиться на работу, но меня никуда не взяли.
Ценный подарок
Благодаря конкурсу Central Asia’s Got Talent, Мухаммаджон помирился с сыном, с которым не общался несколько лет.
Он говорит, что это его лучшая награда. Потому что взамен получил любовь и признание родных ему людей.