Недавно правительство США объявило о немедленной приостановке иностранной помощи США для оценки программной эффективности и соответствия внешнеполитическим приоритетам. Эта пауза затронула способность PEPFAR (План чрезвычайной помощи президента США по борьбе со СПИДом) продолжать программы и услуги для миллионов людей, живущих с ВИЧ и затронутых инфекцией.
За последние два десятилетия PEPFAR сыграл ключевую роль в глобальном ответе на ВИЧ, спасая более 26 миллионов жизней и предотвратив почти 5 миллионов случаев передачи ВИЧ детям.
По состоянию на декабрь 2024 года правительство США поддерживало более 20 миллионов людей, получающих антиретровирусную терапию, включая около 560 000 детей в возрасте 0–14 лет.
Программа PEPFAR работает в 55 странах, в основном в Африке, предоставляя жизненно важные услуги десяткам миллионов людей, живущих с ВИЧ и затронутых инфекцией.
Мы поговорили с Имонн Мерфи, директором региональных групп поддержки для регионов Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) о том, как скажется приостановка PEPFAR на регионе ВЕЦА.
Согласно докладу ООН, опубликованному в 2024 году, осуществление мер в ответ на ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии идёт с критическим отклонением от заданного курса. Только половина из 2,1 миллиона людей, живущих с ВИЧ в регионе, имеют доступ к лечению, и лишь 42% людей, живущих с ВИЧ, имеют подавленную вирусную нагрузку, что является самым низким показателем в мире.
В 2023 году в регионе было зарегистрировано 140 000 новых случаев ВИЧ-инфекции.
— Какую помощь правительство США оказывало Центральной Азии и Восточной Европы за последние 20 лет?
— Правительство США, в первую очередь через План чрезвычайной помощи президента США по борьбе со СПИДом (PEPFAR), является важным партнером в глобальном противодействии ВИЧ, в том числе в Центральной Азии и Восточной Европе.
Поддержка включает финансирование программ профилактики ВИЧ на уровне сообществ, обеспечение антиретровирусной терапией (АРТ), развитие лабораторной и диагностической инфраструктуры, а также подготовку медицинских работников.
Хотя финансирование PEPFAR в этом регионе было более ограниченным по сравнению с другими странами, оно сыграло ключевую роль в ряде стран, особенно в поддержке приверженности лечению и профилактических программ среди ключевых групп.
Для региона, где 94% новых случаев ВИЧ приходится на ключевые группы населения и их партнеров, это очень важное направление.
— Какие результаты удалось достичь благодаря этой поддержке?
— PEPFAR помог расширить тестирование на ВИЧ, улучшить связь с медицинской помощью и усилить оказание услуг под руководством сообществ, что обеспечило больший доступ к лечению и поддержке, а это, в свою очередь, помогает снизить уровень передачи ВИЧ среди ключевых групп населения.
Также США финансировали развитие национальных электронных реестров здоровья и мониторинг случаев ВИЧ, что имеет ключевое значение для эффективного реагирования на эпидемию.
— На чем был сосредоточен приоритет этой поддержки?
— Благодаря финансированию США более 20 миллионов человек по всему миру получают антиретровирусную терапию.
В регионе ВЕЦА (Восточная Европа и Центральная Азия) основная поддержка по обеспечению лечения была оказана в Украине, где PEPFAR покрывает терапию 92 840 человек — 78% всех пациентов, получающих АРТ в стране. Также финансируется обеспечение доконтактной профилактики (ДКП) с помощью новых препаратов длительного действия.
Расширение доступа к ДКП в двух районах Казахстана – одно из направлений финансирования PEPFAR в Казахстане наряду с другими профилактическими программами.
В Таджикистане поддержка включала лечение и профилактику среди ключевых групп населения, обучение специалистов, укрепление местных организаций, а также поддержку инициатив, возглавляемых представителями сообществ.
В таких странах, как Беларусь, Молдова, Армения и Узбекистан, финансирование США не является основным источником средств для программ борьбы с ВИЧ.
— Как отразится на людях, живущих с ВИЧ, в регионе 90-дневная заморозка финансирования со стороны США?
— Воздействие заморозки финансирования зависит от страны, но в регионах, где программы PEPFAR играют ключевую роль, уже начались сбои в оказании услуг: полностью остановлены все ВИЧ-сервисы, финансируемые США, оставляя ключевые группы населения без доступа к тестированию, консультированию по приверженности и профилактическим программам.
Представители сообществ сообщают о нарастающем страхе перед срывами поставок АРТ, а медицинские работники сталкиваются с неопределенностью в отношении своих рабочих мест. Кроме того, потеря обученных специалистов в сфере здравоохранения и сообществах угрожает устойчивости этих жизненно важных сервисов.
Хотя в некоторых странах основное финансирование поступает от Глобального фонда или государственных источников, приостановка финансирования США создает цепную реакцию, особенно в регионах, где оно было одним из немногих источников поддержки для ключевых групп населения.
— Сможет ли ЮНЭЙДС обеспечить предоставление жизненно важных услуг для людей, живущих с ВИЧ, в течение этих 90 дней?
— ЮНЭЙДС работает с партнерами, включая Глобальный фонд и национальные правительства, чтобы минимизировать последствия заморозки финансирования.
Недавно объявленный Emergency Humanitarian Waiver позволяет продолжить обеспечение АРТ для более чем 20 миллионов человек, включая пациентов в регионе ВЕЦА. Однако этот механизм покрывает только лечение, оставляя профилактические и поддерживающие услуги под угрозой.
Сейчас рассматриваются чрезвычайные меры, такие как перераспределение финансирования Глобального фонда, привлечение частного сектора и пожертвования фармкампаний. Однако без долгосрочных решений сохраняется высокий риск приостановки сервисов, особенно в части услуг сопровождения и приверженности лечению, возглавляемых сообществами.
ЮНЭЙДС также сотрудничает с национальными партнерами над разработкой дорожных карт устойчивости ответных мер на ВИЧ, чтобы страны могли брать на себя большую ответственность за финансирование и планирование программ.
— Какие последствия может иметь полная остановка финансирования США ответных мер на распространение ВИЧ?
— В странах, где финансирование США поддерживает обеспечение АРТ, отказ от него может привести к дефициту препаратов, что поставит под угрозу лечение людей. Там, где основную роль в обеспечении АРТ играют Глобальный фонд, другие доноры или национальные правительства, под удар могут попасть социальные и сопровождающие услуги, необходимые для удержания пациентов в лечении.
Без инвестиций в ключевые меры профилактики, такие как PrEP и работа с ключевыми группами, уровень новых инфекций может значительно вырасти. США всегда стратегически направляли ресурсы на профилактику в тех странах, где это наиболее необходимо и где нет других доноров.
Многие страны региона не обладают достаточной инфраструктурой и финансовыми ресурсами, чтобы полностью покрыть расходы на ответные меры на ВИЧ.
По оценкам ЮНЭЙДС, если PEPFAR будет полностью прекратит финансирование по всему миру, к 2029 году произойдет дополнительно 6,3 миллиона смертей, связанных со СПИДом, 3,4 миллиона детей останутся сиротами, будет зарегистрировано 350 000 новых случаев ВИЧ среди детей и 8,7 миллиона новых инфекций среди взрослых, что сделает невозможным достижение цели по прекращению СПИДа как угрозы общественному здоровью к 2030 году.
ЮНЭЙДС продолжает работать с правительствами, гражданским обществом и донорами, чтобы предотвратить перебои в оказании услуг и обеспечить их устойчивость.
Мы призываем мировое сообщество осознать, что победа над СПИДом возможна только при стабильном финансировании, политической воле и приверженности принципу «никого не оставить без внимания». Успехи последних десятилетий не должны быть потеряны – мы стоим на пороге исторического достижения цели — прекращения эпидемии СПИДа.