Бытует мнение, что судьба каждого человека предопределена свыше, но практически все в ней можно изменить. Примером может послужить история, рассказанная автором Yout.tj Абдумаликом Рахимовым о судьбе мелкого торговца Абдурахмона, который в прошлой жизни был совсем другим человеком.
Продавец с акцентом
Недавно в одном из лотков возле главной мечети города я стал свидетелем такого диалога:
— Салом акаи Абдурахмон, саломати чи хел? (Здравствуйте, брат Абдурахмон, как ваше здоровье?)
— Салом додарам, шукри Оллох нагз аст (Здравствуй, братишка, хвала Всевышнему, хорошо)
— Акои Абдурахмон, ба ман ду чома, панч тасбех ва се-чахор руймоли занона лозим (Брат Абдурахмон, мне нужны два халата, пять четок, три-четыре женских платка)
— Иншоллох, бо хости Худо ин чизхоро дорем (Дай Бог, с милостью Аллаха все это найдем).
Было видно, что продавец человек – глубоко верующий, так как при разговоре он часто употреблял такие религиозные выражения, как «Дай Бог», «Хвала Всевышнему» и т.д.
Голубые глаза, светлая кожа лица и недлинная полуседая бородка — таких людей с арийской внешностью можно повстречать во многих горных районах Таджикистана. Все бы ничего, но у этого Абдурахмона речь была с явно выраженным русским акцентом. После ухода клиента мы разговорились с продавцом.
Меня называли Саньком
Настоящее имя мужчины-продавца Александр Матвеев. Ему 54 года, родился в Татарстане, хотя по национальности — русский. Мать Анастасия была родом из Казани, а отец Николай Матвеев – из Воронежа.
До принятия ислама все коротко называли его Саней, Саньком.
По словам Абдурахмона, когда его родители в начале 70-х прошлого века приехали в Таджикистан, работать на текстильном комбинате, ему было всего пять лет. В семье кроме него было еще трое детей.
«Мама работала мотористкой, а отец грузчиком. Старший брат был мастером текстильного дела», — вспоминает Александр.
Потом волею судьбы они переехали в Вахшский район Хатлонской области. Там Саша закончил школу, потом ПТУ и оттуда пошел служить в армию.
«После службы в армии, у меня не было какой-нибудь определенной специальности. Занимался чем придется. То на стройке, то на каком-то заводе. Хотя по специальности я бульдозерист», — рассказывает он.
Потом СССР развалился, в Таджикистане началась гражданская война и по словам Александра, ему не на что стало жить. Не было ни работы, ни денег. К тому времени он уже был женат, но они с Лилией за пять лет супружеской жизни так и не заимели детей.
Супруга не смогла выдержать испытания, которые обрушились на молодую семью и уехала в Россию. Навсегда. А Александр с горя запил…
«Как только где-то зарабатывал копейку, спускал на водку. Что скрывать, даже воровал. Все это привело к тому, что меня посадили. Из тюрьмы вышел 40-летним мужиком, но продолжал прежний образ жизни – заработанное тратил только на выпивку, потому что не было у меня ни семьи, ни двора, в общем, деградировал страшно», — рассказывает с грустью мужчина.
Раз и навсегда изменил мою жизнь
Но из запоя его вытащил друг, который однажды серьезно поговорил с Александром.
««Наблюдаю за тобой, тебе хуже день ото дня. И думаю, единственным выходом из этой ситуации для тебя является ислам», — сказал он. Я задумался. А ведь он был прав. После этого разговора я пошел в мечеть и случайно познакомился с человеком, который раз и навсегда изменил мою жизнь. У него я нашел ответ на все свои вопросы. Стал исправно ходить в мечеть, принял ислам со всеми его канонами, хотя мне уже тогда было 40 лет», — продолжает свой рассказ Абдурахмон.
За семь месяцев он выучил правила ислама, чуть больше года изучал Коран и в настоящее время самостоятельно его читает. Того, кто впервые открыл ему исламское учение, Абдурахмон называет устодом – учителем.
«Не могу назвать его имя, это тайна. Он столько сделал для меня, — говорит с благодарностью Абдурахмон и продолжает. — Даже этот магазин, где я торгую, помог открыть он и взамен ничего не потребовал. Только поверил в меня и сказал, что в жизни я всего добьюсь».
Трогая свою бороду, Абдурахмон говорит, что отрастил ее 14 лет назад, в тот день, когда решил принять ислам.
«Как борода немного отрастает, сразу подстригаю ее. Каждый истинный мусульманин должен иметь бороду, так как она признак сильного мужчины», — говорит он, улыбаясь.
Счастье отцовства
После принятия ислама Абдурахмон женился во второй раз. На местной таджичке, своей ровеснице. У женщины было четверо детей – двое мальчиков и двое девочек, которые остались без попечения. Во время гражданской войны ее муж пропал без вести. Своего жилья у женщины не было.
«Я принял ее с детьми. Полюбил их как своих родных. И Бог не оставил меня и подарил нам с супругой пятого ребенка – мою долгожданную дочку. Сейчас она уже учится в шестом классе. Живем хорошо, подняли свой дом, осталось немного отделки. Старших дочек выдали замуж, сыновей женили. Теперь ждем внуков», — рассказывает Абдурахмон.
Дома все говорят на таджикском, а младшая дочь в настоящее время усердно изучает в школе русский и английский языки.
«Она не так хорошо понимает русский, но я стараюсь объяснить ей правильное произношение слов. Потому что в будущем русский язык ей очень пригодится», — говорит собеседник.
Также он тепло отзывается о супруге. Родом она с Ванджа и Абдурахмон хвалит ее золотые руки.
«Она хорошая женщина, трудолюбивая, настоящая хозяйка в доме. Готовит очень вкусно. Часто принимаем гостей. Хоть и немного, но зарабатываю, чтобы обеспечить семью всем необходимым. А женщине нужен хороший муж, уютный дом и деньги на потребности. Стараюсь, чтобы все это было в жизни моей жены», — говорит мужчина.
Они одобрили мой выбор
Родителей Абдурахмона давно нет в живых. В настоящее время у него в Душанбе осталась сестра, а в России живет брат, с которым он поддерживает связь.
«Брат в курсе моей прежней и нынешней жизни. Он одобрил мое решение насчет мусульманства. Сказал: «Это твоя жизнь и твой выбор, главное, тебе это нравится», — говорит Абдурахмон.
Самой заветной мечтой мужчины является паломничество в Мекку и Мадину, в святыни ислама. В настоящее время готовится держать пост в месяц Рамазан.
«Буду просить Всевышнего на намазе таробех, чтобы это мое желание тоже исполнилось», — говорит он.
Жизнь интересно устроена
…Пока мы беседовали с Абдурахмоном, его рассказ несколько раз прерывали покупатели, с которыми он обращался очень учтиво. Поэтому как мне рассказали его клиенты, среди других торговых палаток, они стараются закупаться именно у него.
«Интересно устроена наша жизнь, — рассуждает Абдурахмон, — 14 лет назад я был лишен всякого уважения. Даже чувствовал, как знакомые стараются обходить меня при встрече, не здороваются. А теперь такое уважительное отношение…»
Он не договорил. Я заметил, как на свету в его голубых глазах заблестели слезы. И они были от наполнявшей его радости, нежели грусти. Ведь жизнь многому учит.