День «Ноль дискриминации» (Zero Discrimination Day), или День борьбы с дискриминацией, отмечается ежегодно 1 марта по решению ООН с 2014 года. Инициатором учреждения Дня борьбы с дискриминацией выступили руководители ЮНЭЙДС – Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД.
Одним из факторов, способствующих стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ, является отсутствие достоверных знаний и наличие мифов о ВИЧ. А дискриминационное законодательство лишь усугубляет как жизнь людей, живущих с ВИЧ, так и ситуацию с распространением вируса.
В Таджикистане, как и в ряде других стран Центральной Азии, до сих пор существует уголовная ответственность за постановку в опасность инфицирования или заражение ВИЧ-инфекцией – это статья 125 Уголовного кодекса. Более 70% осужденных по этой статье — женщины.
Осуждена на основании записки
Нигина (имя героини изменено – ред.) была осуждена по статьей 125 Уголовного кодекса Таджикистана. Нигина на антиретровирусной терапии с 2013 года. Никогда, по ее словам, не прерывала ее, задолго до суда добилась неопределяемой вирусной нагрузки.
Вирусная нагрузка — это показатель количества вируса в организме при инфекционном заболевании. Обычно определяется по количеству вирусных частиц в жидкостях организма, в частности, в плазме крови (на 1 микролитр). В случае ВИЧ-инфекции чем выше количество вируса, тем больше риск передачи его партнерам инъекционным, половым или вертикальным путем (от матери к ребенку). При неопределяемой вирусной нагрузке эффективность лечения считается успешной и человек, живущий с ВИЧ, не может передать вирус своим партнёрам.
Заявление на женщину никто не писал, обвинение было выдвинуто на основании записки знакомого ей человека, с которым Нигина встречалась.
Законодательство не учитывает информированное согласие другого полового партнера, независимо от того, существовал ли риск инфицирования ВИЧ или принимал ли человек, живущий с ВИЧ, меры предосторожности, чтобы не передать ВИЧ.
В настоящее время статья 125 УК предусматривает уголовную ответственность за передачу ВИЧ-инфекции, наказывая лишением свободы на срок до двух лет (часть 1) за поставление в опасность, а за передачу ВИЧ лицом, знающим о своем статусе, — лишением свободы на срок от двух до пяти лет (часть 2), и ужесточает срок от пяти до десяти лет, если оно совершено в отношении нескольких лиц или несовершеннолетнего (часть 3).
Кроме того, законодательство не определяет, как человек, живущий с ВИЧ, должен декларировать свой ВИЧ-статус. По сути, все люди, живущие с ВИЧ, которые занимаются сексом, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
А самое главное, о диагнозе Нигины узнали все родственники и коллеги, которых приглашали на суд в качестве свидетелей.
Как отмечают правозащитники, статья 162 Кодекса здравоохранения дает право врачам раскрывать статус ВИЧ-инфицированных пациентов по запросу следственных органов и не содержит для этого никаких оснований.
«В ходе следствия и судебного разбирательства не обеспечивается право подсудимых на конфиденциальность информации о своем ВИЧ-статусе, поскольку следователи, должностные лица, судебные секретари и судьи могут запросить медицинскую информацию в соответствии с положениями Кодекса о здравоохранении без каких-либо особых условий», – говорит юрист Лариса Александрова.
Важный шаг на пути к декриминализации
«Дискриминационные практики, дискриминационное законодательство только усиливают рост ВИЧ-инфекции. Люди под страхом наказания будут прятаться и не будут доступны для системы здравоохранения, не получат своевременного лечения. А это самый большой риск для общества», — говорит Лариса Александрова.
Подтверждают слова Александровой выводы специалистов ВОЗ, проводивших в Таджикистане среднесрочную оценку Национальной программы по борьбе с ВИЧ на период 2021-2025 гг.
По оценке специалистов ВОЗ, более 50% новых случаев регистрируются в Таджикистане на поздних стадиях. Это является косвенным показателем высокой стигмы и дискриминации — люди боятся обращаться за диагностикой и лечением.
Если нет диагноза, то нет и лечения, что соответственно создает высокий риск передачи инфекции и распространения эпидемии.
Между тем, до последнего времени суды выносили решения лишь при наличии статуса ВИЧ, не принимая во внимание был ли риск заражения или нет.
26 декабря 2023 года Таджикистан сделал значительный шаг на пути к декриминализации поставления в опасность и передачи ВИЧ в стремлении добиться справедливости для людей, живущих с ВИЧ или пострадавших от него.
Новое постановление Пленума Верховного суда предлагает судам более объективно рассматривать вопросы, связанные с уголовной ответственностью по статье 125 Уголовного кодекса.
Постановление обязывает судебную практику основываться на новых нормах, учитывающих международные стандарты и рекомендации, в том числе концепцию «Неопределяемый = Непередаваемый», одобренную ЮНЭЙДС и ВОЗ, которая утверждает, что люди, живущие с ВИЧ, получающие антиретровирусное лечение и имеющие неопределяемую вирусную нагрузку, не могут передавать ВИЧ.
«Постановление Пленума обнадеживает, поскольку позволяет более справедливо интерпретировать существующие законы (что очень важно), но оно не устанавливает новые законы и не меняет Уголовный кодекс, который по-прежнему криминализирует передачу ВИЧ. Поэтому важно продолжить адвокацию за изменение Уголовного кодекса и декриминализацию поставления в опасность и передачи ВИЧ», — говорит Тахмина Хайдарова, Руководительница Сети женщин, живущих с ВИЧ в Таджикистане.
Этот шаг к более справедливой правовой базе стал результатом совместных усилий Верховного суда и организаций гражданского общества, а также долгосрочной адвокации ЮНЭЙДС, ПРООН и Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, что отражает целостный и инклюзивный подход к решению сложных юридических вопросов, связанных с ВИЧ.
Криминализация приводит к росту новых случаев ВИЧ
Последствия наказательного подхода, при котором правоохранительные органы имеют приоритет над медицинскими работниками, способствовали росту эпидемии ВИЧ в Таджикистане – за последние 10 лет количество новых случаев ВИЧ-инфекции выросло на 20%. Вырос и процент новых случаев ВИЧ среди женщин – с 31% в 2011 году до 36% в 2022 году.
Международные партнеры, в том числе ЮНЭЙДС, ПРООН и Глобальный фонд, повторяют призыв отменить законы, криминализирующие ВИЧ. Негативное влияние такого законодательства на уровень тестирования на ВИЧ и приверженность лечению невозможно переоценить. Подход к ответным мерам на ВИЧ, основанный на последних научных данных, имеет решающее значение для успешного контроля над эпидемией и построения более здорового общества.
«Движение Таджикистана к декриминализации ВИЧ знаменует собой позитивный шаг на пути к справедливости, инклюзивности и общественному здравоохранению», — говорит Имонн Мерфи, региональный директор ЮНЭЙДС в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Восточной Европе и Центральной Азии.
«Этот путь основан на принципах сострадания, сотрудничества и разработки политики, основанной на фактических данных. ЮНЭЙДС вместе с партнерами приветствует усилия Верховного суда по сокращению количества уголовных преследований и гуманизации судебной системы. ЮНЭЙДС продолжит поддерживать страну на пути к соблюдению прав всех людей, живущих с ВИЧ», — отмечает Мерфи.
Больше знаний – меньше страхов
Нигина сейчас свободна, она попала под амнистию, объявленную в связи с 30-летием республики.
Сейчас Нигина работает в качестве волонтера-консультанта по вопросам профилактики ВИЧ. У нее много планов, но главная цель, к которой она стремится, – это пересмотр статей, криминализирующих ВИЧ в Таджикистане.
«Я всегда говорю, что должно быть больше информации о ВИЧ, о людях, живущих с ВИЧ, чтобы они не боялись нас так, как сейчас. Сейчас все изменилось, есть лечение, есть профилактика. Диагноз ВИЧ не должен быть обвинительным приговором — это просто диагноз», — считает Нигина.
Благодаря достижениям современной медицины сегодня ВИЧ из смертельного заболевания стал хронической инфекцией. Антиретровирусная терапия позволяет человеку с ВИЧ жить качественной жизнью. Но мешает им дискриминация, с которой можно бороться с помощью просвещения.