Чаще всего, в кузнечном деле распространена клановость – ремесло чаще всего передается «по наследству» от отца к сыну. Сейчас же лучший способ научиться кузнечному делу — попроситься в подмастерья. Но молодежь не идет. Почему, узнайте из материала автора Your.tj Аминджона Рахматзода.
Усто Карор работает кузнецом уже «без пяти минут» полвека, 45 лет. Он научился этому ремеслу у своего отца. Большую часть времени мастер проводит в своей кузнечной мастерской, где изготавливает различные предметы быта. Он считает, что его ремесло самое трудное и не каждому по плечу.
«Я уже обучил ремеслу несколько учеников, но не все из них продолжили обучение. Молодые люди приходят и видят, что кузнечное дело требует много сил и усердия, но за это мало платят, поэтому они не хотят бросают работу и переходят в другие сферы», — объясняет мастер.
Действительно, работа у кузнеца не из легких. Например, на изготовление одного хорошего ножа уходит неделя, а продать его по адекватной цене усто Карор не может: покупателей нет, потому что простой люд – не богат и не может позволить себе приобрести что-то дорогое.
«Кузнечное искусство потихоньку исчезает, с грусть говорит мастер, — Кузнецы много работают, но мало зарабатывают. Покупатель ведь не видит, насколько трудна работа кузнеца. Если заказчик увидит его работу своими глазами, то поймет и больше не проронит ни слова».
Наш герой умеет не только заниматься кузнечным делом, то есть ковать из металла различные изделия, но и делать сварку и филировку. Всему этому он научил своего сына, чтобы такое мастерство не сохранилось среди народа. Ведь по некоторым данным, кузнечное дело появилось одним из первых, когда люди открыли для себя металл и начали его обрабатывать.
«Мой сын пришел в мастерскую, когда ему было 15-16 лет. К моменту поступления в университет, он уже стал мастером своего дела и мог самостоятельно зарабатывать», — гордится отец своим сыном.
В своей кузнечной усто Карор изготавливает топоры, молоты, серпы и другие инструменты для сельхозработ. На их изготовление уходит много времени, поэтому мастер готовит их только на заказ. Объявление 2018-2021 годов – Годами развития села, туризма и народных промыслов придало усто Карору надежду, что кузнечное дело, как и другие ремесла не исчезнут и их можно продолжать. По его мнению, хотя в XXI веке повсеместно ручной труд замещен механическим, индивидуальную ковку мастера-кузнеца машина заменить не может, «потому что туда вложена душа».
«Кузнечным делом раньше мы занимались не часто, — говорит мастер, — Но с того дня, когда президент страны поддержал народные промыслы и объявил о поддержке ремесленников, мы снова начали работать с усердием. Я стараюсь обучить как можно больше учеников и внести ценный вклад в развитие кузнечного дела в стране».