Второе пришествие Талибан. Как повлияет на Таджикистан смена власти в Афганистане

Эксперты уверены, что опасности пока нет, но до тех пор пока власть талибов не будет признана мировыми лидерами легитимной. Дальше верить нельзя.


Боевики Талибан в президентском дворце в Кабуле, Афганистан. AP Photo / Zabi Karimi

Что случилось?

15 августа боевики террористического движения «Талибан»* вошли в Кабул и взяли под контроль всю территорию Афганистана. Они собираются превратить страну в исламский эмират.

Президент Афганистана Ашраф Гани сложил с себя полномочия и бежал из страны. По некоторым данным, он находится в Омане.

Афганские военные и гражданские лица пытаются бежать из страны, захваченной талибами. Тысячи людей пытаются улететь из аэропорта Кабула на вывозных рейсах. Военные поднимают в небо вертолеты и самолеты, чтобы покинуть страну.

От чего бегут афганцы?

С 1996 по 2001 год, когда талибы контролировали большую часть Афганистана, в стране были установлены жесткие законы: за воровство, например, наказывали отрубанием руки или ноги, девочкам запрещали учиться в школе, а женщинам — работать, ходить в джинсах и другой «нетрадиционной» одежде не разрешалось.

И хотя сейчас официальные представители движения уверяют, что они изменились и стали более прагматичны, и даже заявили, что будут бороться с наркотиками, мужеложством, кровной местью и ростовщичеством, население им не верит.

Как и не верит другим лидерам, которые без боя сдали страну талибам. Только сын «панджерского льва» Ахмадшоха Маъсуда – Ахмад заявил, что находится в Панджере и останется с народом.

Кто примет афганских беженцев?

США призывают международное сообщество, включая соседей Афганистана, принять беженцев из страны, а движение «Талибан» обеспечить возможность выезда всем желающим. Об этом сообщила американский представитель при ООН Линда Томас-Гринфилд.

Принять афганских беженцев призвал страны мира Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш.

Германия планирует вывезти 10 тысяч человек — о таком количестве людей, как сообщает Reuters, на закрытом совещании говорила канцлер Ангела Меркель. 20 тыс беженцев из Афганистана примет Канада.

В Таджикистане их тоже примут?

В таджикском Бадахшане готовы принять до 5-10 тысяч беженцев, об этом говорил глава Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана Ёдгор Файзов еще в конце июля.

Однако, директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар не ожидает большого потока мигрантов в центральноазиатские республики -Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. Не только потому, что те укрепили и закрыли свои границы, но и потому, что северные районы страны, которые граничат с этими государствами, контролирует «Талибан». То есть если бежать туда от «Талибана», то придется проходить контролируемые талибами территории и границу, поясняет эксперт.

Его слова косвенно подтверждает Едгор Файзов, который в интервью Your.tj заявил, что несмотря на то, что область готовится к приему беженцев, в целом ситуации на Бадахшанском направлении границы спокойная.

«Афганский Бадахшан оторван от центра, здесь нет той динамики, которая присуща Кабулу. Талибы захватили территорию, но жизнь здесь продолжается так же как и до их прихода», — говорит Файзов.

Однако афганист Косим Бекмухаммад уверен, что подготовиться к приему беженцев Таджикистану все-таки стоит. «Поскольку никто не знает, как поведут себя талибы в будущем», — говорит эксперт.

Но он считает, что надолго беженцы в Таджикистане не задержатся. «Население Афганистана, в частности молодежь, смотрит на соседние страны как транзитный пункт, с перспективой переезда в развитые страны», — говорит эксперт.

С беженцами понятно. А как сами талибы могут угрожать Таджикистану?

По словам Косима Бекмухаммада, происходящее в Афганистане в любом случае будет влиять на безопасность Таджикистана и Центральной Азии в целом.

Он считает, что сейчас талибы ведут себя относительно «прилично», поскольку им нужно получить международное признание своей власти.

«Как только международное сообщество признает легитимность Талибан, они вернутся к тому, с чего начинали в 90-х годах прошлого столетия», — уверен Бекмухаммад.

Для самого же Таджикистана опасны не сами талибы, а те таджикские джихадисты, которые базировались в Афганистане и которых активно поддерживают талибы, считает политолог Парвиз Муллоджанов.

«У талибов свое понимание поддержки союзных групп, под группами могут быть все террористические организации, в том числе и те, в составе которых выходцы из Центральной Азии, — считает Косим Бекмухаммад. – Вот здесь кроется опасность для стран Центральной Азии. И действовать талибы будут с соседями по принципу – говорим одно, делаем другое».

* Движение «Талибан» официально признано в Таджикистане террористической организацией. Его деятельность запрещена.