В Таджикистане проживает порядка 4500 афганских беженцев, которые бежали в нашу страну от ужасов войны у себя на родине. Многие из них, хотя и проживают уже долгие годы в Таджикистане, так и не получили гражданство и утверждают, что сталкиваются в повседневной жизни с множеством проблем. Одна из них была депортация. Но в этом направлении, как отмечают международные организации, Таджикистан добился значительного прогресса.
Афганская беженка Шугуфа — мать двоих детей, которая проживает вместе с другими семьями граждан Афганистана в Джабборрасуловском районе Согдийской области, сообщила, что ее муж был депортирован из Таджикистана в сентябре 2019 года.
По словам женщины, ее отец, который жил неподалеку от них, скончался, и муж забрал ее и детей, чтобы подготовиться к похоронам. В ту же ночь, когда семьи дома не было, с проверкой пришли сотрудники ОВИР, но не застав их дома после 8 часов вечера, вынесли постановление, согласно которому всему семейству грозила депортация на родину.
«Но они депортировали только моего мужа, и он уехал» — говорит Шугуфа.
После смерти отца, умерла и мать Шугуфы, и сейчас женщина живет с двумя детьми в квартире, арендованной покойным отцом.
Есть случаи, когда некоторых афганских беженцев штрафовали за незнание таджикского законодательства и по решению суда они вынуждены были покинуть страну. Такое случилось с афганским беженцем Мухаммадом Хакимом Хуррамом, который в мае 2019 года был оштрафован на 8 800 сомони и депортирован на родину.
«Не высылайте, меня там убьют»
Следователи утверждают, что эта афганская семья более двух недель проживала в районе Рудаки, но нигде не зарегистрировалась, что является нарушением предписания законодательства.
Как рассказал 41-летний Мухаммад Хаким Хуррам в беседе с Радио Озоди в том же году, он не мог вернуться в Афганистан, потому что его самого и его семью убьют. По его словам, ранее он работал водителем в министерстве иностранных дел Афганистана и после постоянных угроз противников властей, вместе с 6 детьми был вынужден перебраться в Таджикистан, найти в Душанбе жилье и зарегистрироваться там.
Но когда Мухаммад Хаким Хуррам обратился в МВД Таджикистана за статусом беженца, то ему там разъяснили, что для получения такого документа он должен жить в районе, а не в Душанбе.
По словам этого афганского беженца, из-за сложности правил не смог вовремя зарегистрировать себя в отделе внутренних дел района Рудаки.
Мухаммад Хаким Хуррам вместе со своей супругой Фарибо были обязаны заплатить 8 тысяч 800 сомони штрафа и затем покинуть территорию Таджикистана.
«В ходе судебного процесса заявили, чтобы я сейчас же заплатил более 8 тысяч сомони штрафа. Сейчас у меня нет и 500 сомони, поэтому, не знаю, что и делать. Срок визы заканчивается через два дня, а дети мои плачут и умоляют, чтобы мы не возвращались в Афганистан», — отметил тогда в интервью Мухаммад Хаким Хуррам.
Что с ним случилось дальше, мы не знаем, так как по утверждению неправительственных организаций, работающих с беженцами из Афганистана, за последние два-три года Таджикистан не депортировал ни одного из них.
Больше депортировать не будут
По словам Абдулмусаввира Баходури, председателя Организации афганских мигрантов «Ориёно, раньше бывали случаи депортации афганских беженцев из-за неправильно оформленного вида на жительство. Но в 2019-2020 годах такие случаи больше не зарегистрированы.
Все это удалось благодаря принятию поправок в Кодекс РТ «Об административных правонарушениях», которые предоставили облегчения беженцам в стране.
«Согласно закону, больше беженцев не будут депортировать, а размер штрафов за нарушения, уменьшен», — отмечает Баходури.
В представительстве УВКБ ООН в Таджикистане отмечают, что случаев депортации за последние 10 месяцев не было.
Офис УВКБ ООН тесно сотрудничает с Отделом гражданства и работе с беженцами МВД РТ (ОГРБ). Более того, Правительство Таджикистана добилось значительного прогресса, инициировав изменения в статью 499 Кодекса РТ «Об административных правонарушениях», в которой ранее предусматривался штраф и выдворение для беженцев и ЛИУ (лиц ищущих убежища) за нарушение правил проживания, предусмотренных Постановлением правительства РТ за №325. После внесенных поправок к данной статье, такая мера наказания как выдворение, была исключена.
«Это большое достижение Правительства Таджикистана, которое еще раз показало приверженность в выполнении своих обязательств в рамках Конвенции 1951 года «О статусе беженцев», которую она приняла», — отмечают в УВКБ ООН в Республике Таджикистан.
Статья 499. Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Республике Таджикистан, а также транзитного проезда через территорию Республики Таджикистан:
- Нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства правил пребывания в Республике Таджикистан, то есть проживание без документов на право жительства в Республике Таджикистан или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания, а также несоблюдение правил и сроков транзитного проезда через территорию Республики Таджикистан, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати показателей для расчетов (в редакции Закона РТ от 04.07.2020г.№1700).
- Те же действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после применения мер административного взыскания, влекут наложение штрафа от пятнадцати до тридцати показателей для расчетов с выдворением за пределы Республики Таджикистан, или без такового (в редакции Закона РТ от 04.07.2020г.№1700).
- Нарушение беженцами и лицами, ищущими убежище, правил проживания в Республике Таджикистан, влечёт наложение штрафа в размере от десяти до двадцати показателей для расчетов (в редакции Закона РТ от 04.07.2020г.№1700).(Кодекс РТ «Об административных правонарушениях»)
Как страна выполняет Конвенцию
«Таджикистан, являясь страной-подписантом Конвенции 1951 года о и ее Протокола 1967 года, разработал национальное законодательство о беженцах, которое в целом, соответствует международным стандартам и положениям Конвенции. Закон «О беженцах» предусматривает основные определения и основные права беженцев, включая доступ к здравоохранению, образованию, средствам к существованию, право на работу наравне с гражданами.
Большинство беженцев, прибывают в Таджикистан из Афганистана, имеют много общего — особенно в языке, религии, традициях, культуре и т.д., что также способствует лучшей интеграции беженцев в условиях Таджикистана по сравнению с другими центрально-азиатскими странами», — разъясняют в представительстве УВКБ ООН.
Как отмечает представитель международной неправительственной организации «Дети, беженцы и уязвимые граждане» (RCVC) по Согдийской области Шахло Курбанова, в селе Дехмой Джаббор Расуловского района, компактно проживают 32 семьи афганских беженцев, всего 160 человек. Среди них есть этнические таджики, узбеки, хазарейцы, пуштуны. Общественная организация RCVC помогает им интегрироваться в общество и оказывает материальную поддержку.
Хотя муж Шугуфы был депортирован и вернулся на родину, и женщина здесь осталась одна, Шугуфа говорит, что не хочет возвращаться в Афганистан, потому что здесь ей лучше и безопасно.