«Заложники» Кыргызстана. Как таджикские граждане оказались в ловушке у соседей

Правительство Кыргызстана не только закрыло свои границы для граждан Таджикистана, но и заперло там таджикистанцев.


Иллюстрационное фото с сайта rferl.org

Кабинет министров Кыргызской Республики принял постановление о запрете на въезд, выезд, пребывание, передвижение и транзитный проезд граждан Таджикистана по территории Кыргызстана, хотя далее в документе прописано разрешение на выезд через наземные КПП. Но механизм возвращения не рассмотрен и остается непонятным, как вернуться на родину, если все выходы закрыты и передвижение запрещено? Между тем, в Таджикистане нет никаких ограничений в отношении граждан Кыргызстана.  

Запрет на все

По данным посольства Таджикистана в Кыргызстане, на сегодня на территории соседей страны находится около 2 тысяч таджикистанских студентов. Количество других категорий граждан Таджикистана, посольству неизвестно.

По принятому постановлению Кабмина Республики Кыргызстан за №12-р от 21 мая 2021 года, введены временные ограничения на въезд и выезд, пребывание, передвижение и транзитный проезд граждан Таджикистана по территории Кыргызской Республики.

Кроме этого, запрет распространяется и на пропуск товаров и транспортных средств в Таджикистан и наоборот, из Таджикистана в Кыргызстан в пунктах пропуска «Кулунду-автодорожный», «Кайрагач-автодорожный», «Кызыл-Бель-автодорожный», «Бордобо-автодорожный» и «Карамык-автодорожный», расположенных на кыргызско-таджикской границе.

При этом, в документе говорится, что граждане Кыргызстана, находящиеся на территории Таджикистана, могут вернуться на родину, а граждане Таджикистана, находящиеся на территории Кыргызской Республики, могут выехать из страны через пункты пропуска на кыргызско-таджикской госгранице, которые перечислены выше.

В Погранслужбе ГКНБ КР напомнили, что ограничения на въезд для граждан Республики Таджикистан в Кыргызстан были введены еще в 2020 году, в связи с эпидемиологической обстановкой. Но тогда речь шла только о запрете на въезд и не касалось передвижения, пребывания и выезда.

«Все это я испытал на себе»

Санкции Кыргызстана в целом понятны, но сам подход не соответствует логике. Так считает наш соотечественник Икром, который недавно вернулся наземным путем из Бишкека в Худжанд. Он отмечает, что при переходе границы чувствуется напряжение, потому что человека повсюду сопровождает страх подвергнуться ограблению или избиению.

«Я читал в соцсетях и слышал, как издеваются над нашими соотечественниками на границе, но не верил, пока не испытал на себе это напряжение, — рассказывает Икром. — Денег, как в случае с моими знакомыми, у меня не взяли, но пришлось выслушать неприятные слова в свой адрес».

Хотя предприниматель вернулся в Таджикистан до принятия этого постановления, он все же решил ознакомиться с документом, потому что по его словам, его знакомые, граждане Таджикистана, которые сейчас находятся на территории Кыргызстана, фактически оказались в заложниках.

«Если обратить внимание на формулировку постановления, где указывается запрет на «въезд и выезд, пребывание, передвижение и транзитный проезд граждан Таджикистана по территории Кыргызской Республики», получается, что запрещено даже передвижение, а как без передвижения попасть в тот же КПП, чтобы выехать из страны, — совсем не понятно.

Я изучил постановление, так как двое моих родственников все еще находятся в Бишкеке, и, если уж честно, я очень боюсь за них. Хотя раньше этот город, казался мне, самым безопасным городом. Теперь не знаю, что и подумать. Мне кажется, что формулировка постановления очень странная и нарушает право человека на свободное передвижение. Недоброжелатели могут по-своему его истолковать и не дать нашим гражданам даже выходить на улицу из квартир», — предполагает Икром.

Политолог Парвиз Муллоджанов считает, что данный запрет расценивается как инструмент давления на Таджикистан.

«Запрет действует в форме правительственного указа — как было заявлено до решения пограничных вопросов. Соответственно, это решение расценивается как инструмент давления, цель которого в том, чтобы Таджикистан принял заведомо невыгодные для себя условия.

Таджикские граждане в Кыргызстане сегодня оказались по сути в качестве заложников, что противоречит международным нормам. Им даже запрещено покидать территорию Кыргызстана даже через третьи страны», — говорит он.

Политолог считает, что власти Кыргызстана могли хотя бы разрешить гражданам Таджикистана выезд — можно было бы организовать специальные рейсы для их вывоза или хотя бы открыть для них казахско-кыргызскую границу, но этого нет.

«Нашим властям надо договариваться по этим застрявшим гражданам отдельно — организовать самим несколько чартерных рейсов через таджикское посольство в Бишкеке», — говорит Муллоджанов, отвечая на вопрос какие меры необходимо принять для защиты прав граждан Таджикистана, находящихся на данный момент в Кыргызстане.

Товары в обход

Этим постановлением кыргызские власти запретили не только выгружать и отправлять товары кыргызского производства в Таджикистан, но и провозить транзитом товары, предназначенные для Таджикистана, например, из Китая.

Товары из Китая Таджикистан обычно получал по двум направлениям – это в основном на севере Таджикистана через КПП Кызыл-Бель — Гулистон (Исфара-Баткен) и на востоке страны Карасу – Кульма (Мургаб-Кашгар (КНР). Выбор КПП зависел от того с какого региона Китая отгружался товар.

Представитель одной транспортной компании сообщил Your.tj, что закрытие границ негативно сказывается на перевозку товаров из Китая.

«Вообще проблемы начались еще с марта 2020 года, тогда перевести товар через кыргызскую границу было сложно, но возможно. Фуры задерживали, обрабатывали долго, смотрели документы, но потом отпускали, но то что происходит сейчас я не знаю, как назвать.

Знаю о двух случаях, когда наши фуры задержали еще когда они не доехали до границы, это было в дни конфликта, водители-китайцы до сих пор не вышли с нами на связь, и мы не знаем где они. По международным нормам машины оборудованы GPS, но их сигнал пропал, и мы не знаем где машины, но продолжаем надеяться, что они выйдут на связь», — рассказывает он.

Представитель транспортной компании отмечает, что теперь товары идут в обход Кыргызстана – сначала по железнодорожным путям из Китая до Казахстана, а потом товар выгружается в фуры и едет в Таджикистан.

В целом теперь период доставки товаров из Китая занимает 2-3 месяца.

«Сроки увеличились. Раньше мы могли товар получить за 25-30 дней максимум. Также сильно выросла цена доставки. Если раньше мы получали один контейнер за $3500, а теперь за $9000», — говорит он.

Посольство Таджикистана в КР: «Нет причин для беспокойства»

В посольстве Республики Таджикистан в Кыргызской Республике в беседе с Your.tj отметили, что на самом деле, у граждан Таджикистана проблем с выездом не должно быть и постепенно все могут покинуть территорию соседней страны.

«Те граждане, которые 21 мая не смогли попасть на рейс авиакомпании «Сомон Эйр» и вылететь из Бишкека в Душанбе, уже вернулись на родину наземным путем.

Сейчас мы круглые сутки на связи и в случае чего, поможем нашим гражданам выехать из Кыргызстана. На сегодняшний день нарушений прав наших граждан на территории Кыргызстана не зафиксировано», — отметили в посольстве.

При этом, в диппредставительстве подчеркнули, что пересекать границу необходимо строго через указанные выше КПП.

Незаконное пересечение границы в неположенном месте чревато последствиями: в Кыргызстане за это вас могут оштрафовать на сумму в $3000.

«СМИ могут преувеличивать»

Руководитель Офиса гражданских свобод в Таджикистане Дилрабо Самадова отмечает, что постановление о запрете на выезд и передвижение в целом выглядит странно, хотя ниже по тексту указано, что граждане Таджикистана могут выезжать в свою страну через КПП.

«Кыргызстан — независимое государство и вправе принимать любые решения. Это касается и нашей страны. Для изучения законности этих действий, необходимо время. То, как выглядит этот запрет, вызывает много вопросов, вполне возможно, что кыргызстанские СМИ немного преувеличили, написав о запрете на передвижение», — предполагает правозащитница.

«Здесь имеет место политика»

Возвращаясь к вопросу закрывшихся границ с Таджикистаном, сообщаем, что 25 мая около 200 пассажиров самолета авиакомпании «Сомон Эйр», прилетевшие из Душанбе в Бишкек, «застряли» в транзитной зоне после того, как им сообщили, что въезд и транзит запрещен.

Тогда кыргызский юрист Фатима Якупбаева отметила, что «здесь имеет место политика, а не соблюдение законодательства Кыргызской Республики».

«Постановление правительства от 21 мая 2021 года предусматривало запрет на въезд граждан Республики Таджикистан через наземные пути, – подчеркивает юрист. – Но, вероятно, пограничники истолковали это по-своему: что и авиаспособом тоже можно не пускать людей.

Хотя это нарушает уже международное авиационное законодательство, которое предусматривает, что если есть запрет, то диспетчер не дает согласия даже на пересечение воздушного пространства.

То есть если бы, условно, пилот самолета знал, что есть запрет, ему бы не дали согласие, его бы сразу диспетчер проинформировал, что самолету нельзя пересекать эту границу: «У вас есть запрет». И тем более, он не давал бы согласия на посадку в аэропорту Манас».

По ее словам, то, что о запрете узнали все сразу – и диспетчеры, и экипаж, и пассажиры, только по приземлению на территорию Кыргызстана, является нарушением их прав и международного авиационного законодательства в целом.

«Я считаю, что здесь имеет место политика, а не соблюдение законодательства Кыргызской Республики», — подчеркнула Якупбаева.

Отметим, что ранее, в аэропорту города Ош застряли граждане Таджикистана — Маргарита Расулова со своей 6-летней внучкой. 25 мая они прибыли в Ош из Сургута и должны были наземным путем пересечь кыргызско-таджикскую границу, однако их не выпустили из аэропорта. Женщине с ребенком пришлось провести 4 дня, пока вопрос не решился 29 мая при личном участии посла Таджикистана в Кыргызстане.

«Нам сказали, что всех пропускают и продали билеты, выдали справку о возвращении на родину, так как у нас нет документов. В кассе мы спросили, как можно доехать до Таджикистана, нам сказали, что можно через Ош. Мы прилетели 25 мая и нас посадили в красную зону. Нам не дали даже воды. Мы сколько просили, чтобы выпустили хоты бы за хлебом. Два человека – женщина и ребенок – едут на родину, неужели нельзя нас пропустить?! Мы тут трое суток сидим, мучаемся», — рассказывала гражданка Таджикистана Радио Азаттык.

МИД РТ: «Просим воздержаться от любых поездок»

26 мая МИД Таджикистана попросил граждан страны воздержаться от любых поездок в Кыргызстан.

В случае нарушения прав или проявления предвзятого отношения к гражданам Республики Таджикистан на территории Кыргызской Республики, наши граждане могут обращаться на горячую линию Посольства Республики Таджикистан в Бишкеке по телефонам:

+996500442211, +996312511637.

Между тем, в Таджикистане нет никаких ограничений в отношении граждан Кыргызстана. Они могут въезжать из своей страны, из третьей страны и могут совершенно свободно передвигаться по Таджикистану.