«Волонтеры не уборщики мусора». Как Дилрабо Шукри развивает в Таджикистане волонтерское движение

Общественница Дилрабо Шукри считает, что волонтерство - это образ жизни.


Фото здесь и далее из личного архива Дилрабо Шукри

5 декабря – Международный день волонтера, учрежденный ООН для поощрения добровольцев, которые хотят помочь развитию страны. Автор Your.tj Файзуллохон Обидов записал историю Дилрабо Шукри, которая впервые организовала в Согдийской области группу молодых эковолонтеров.

Начинала в Красном Полумесяце

«Сколько себя помню, я все время занималась вопросами экологии. Но собрать других волонтеров-единомышленников вокруг идеи экологического движения впервые удалось в Красном Полумесяце, когда работала координатором молодежного проекта. Сейчас также продолжаю работать сфере развития молодежи в технологическом парке при Таджикском госуниверситете права, бизнеса и политики», — рассказывает Дилрабо свою историю.

Она родилась и выросла в Худжанде, на севере Таджикистана.

«Детская мечта у меня была смешной – вырасти побыстрее и стать самостоятельной», — вспоминает детство, проведенное в конце советского периода наша героиня.

По ее словам, для того, чтобы самореализоваться, она и занялась волонтерской работой.

«В то время, а это была середина 2000-х, в стране мало кто из общественных организаций работал с волонтерами. Молодежный центр Youth Power раскрыл в свое время «все грани моей творческой души» и тогда я поняла, что для молодежи границ нет — она может все. Главное найти правильное направление и работать», — объясняет Дилрабо свои первые шаги в волонтерской деятельности.

В 2011 году девушка успешно закончила университет по специальности политолог-управленец, но не пошла работать по выбранной стезе.

Дилрабо Шукри признается, что тогда все еще искала смысл жизни и примерила на себе много ролей и направлений, которыми смогла бы заниматься.

«Я тоже была не идеальной»

«Не буду лукавить и говорить о том, что я любила природу и защищала экологию с детства. Нет, я тоже, как и большинство выбрасывала обертки от конфет или семечек в арык, оправдывая свой поступок отсутствием урн вокруг.

Тоже считала, что «дворники должны убирать улицы, потому что это их работа и им за это платят» и по-юношески бунтовала против всеобщих школьных субботников.

Ведь никто не объяснял, зачем они проводятся, что дворники выполняют свою часть работы, а мы, население, не выполняем свою часть – не ценим их труд и не помогаем соблюдать эту чистоту как можно дольше», — отмечает она.

Шукри считает, что субботник не должен быть мероприятием по уборке территории.

«Это совсем не так. Это ведь культурное мероприятие, которое воспитывает массы поддерживать чистоту, ценить чужой труд! Человек, который вычищал арык, никогда не бросит в него мусор», — объясняет Дилрабо.

Кроме того, по мнению организатора волонтерского экодвижения, субботник — это тимбилдинг, мощный инструмент для командной работы.

«Это когда мальчики не дают девочкам делать тяжелую работу, пытаясь помочь и защитить, а девочки пытаются доказать, что они ничем не хуже мальчиков и справляются со всем самостоятельно, — отмечает она и продолжает, — субботники у нас воспринимаются негативно как нечто обязательно-принудительное. Поэтому когда мы с волонтерами собираемся на уборку территории, мы называем это экоакциями. И участие в них абсолютно добровольное».

Экоакции не разовое мероприятие

Еще одно отличие волонтерских экоакций от обычных субботников в том, что это не просто разовые уборки территории. Это постоянное патрулирование тех мест, где была проведена уборка, то есть оно развивает в человеке чувство ответственности за свое дело.

«Это не просто одноразовая акция, убрал точку, получил галочку и забыл. Это постоянная работа и надо быть готовым к ней», — считает наша героиня.

Акции в Худжанде

Дилрабо Шукри проводит в Худжанде экоакции на постоянной основе. Вместе с волонтерами они создали даже так называемую «трэш-карту» города, где отмечают красным цветом самые грязные точки и передают информацию о загрязнениях в соответствующие государственные инстанции.

«Но за своими точками, а это побережье Сырдарьи, которое считается местом общего пользования, мы следим сами, добровольно», — добавляет она.

К слову, финансовую поддержку волонтерам-экозащитникам предоставляют такие организации, как Общество Красного Полумесяца Таджикистана, Управление по защите окружающей среды при хукумате Согдийской области и другие организации, а также обычные граждане-благотворители, которые не хотят называть себя.

Был даже случай, когда волонтеры в очередной раз расчищали от городского мусора берег реки, а простые горожане, увидев анонсы в социальных сетях, приходили к месту уборки с горячими напитками и бутербродами, чтобы поддержать ребят или присоединиться к уборке.

«Такая простая человеческая благодарность очень мотивирует и поддерживает молодежное экодвижение. Ребята на деле видят, что делают полезное дело и общество им за это благодарно», — отмечает Дилрабо Шукри.

В настоящее время она объявила набор очередных добровольцев в ряды эковолонтеров, так как многие из ребят поступили в зарубежные вузы и общественному движению будет не хватать свободных рук.

«Волонтеры не уборщики!»

Дилрабо рассказывает о том, сколько негатива со стороны диванных критиков приходилось слышать членам экологического движения.

«Они говорили ребятам, мол, эти акции бесполезны, все равно люди замусорят опять ту или иную территорию. Даже были обвинения в наш адрес, что мы используем пластиковые пакеты для сбора мусора, представляете? Конечно, у волонтеров есть глобальные задачи и цели, но мы идем к ним маленькими шагами, которые нам по силам и которые применимы к нашему городу.

К примеру, наши ребята уже сегодня шьют и реализовывают шопперы как альтернативу пластиковым пакетам. Есть ребята, которые разрабатывают идею о производстве съедобных одноразовых стаканчиков в качестве замены пластиковым. Кстати, такая деятельность проводится по проекту Пешсаф при финансовой поддержке ЮНИСЕФ при технопарке университета права, бизнеса и политики», — объясняет Шукри.

Своими руками

По словам Дилрабо Шукри, девушки-эковолонтеры, участвуя на одном из циклов обучения в проекте Пешсаф, разработали бизнес-идею по производству альтернативы одноразовым пластиковым стаканчикам.

«Эти стаканы, разработанные по специальному рецепту, удерживают жидкость (как горячую, так и холодную) в течение двух часов и внимание! — после использования, их можно съесть, потому что стаканчики вкусные. Эти тестовые стаканы мы лично на себе опробовали, тестируя до сих пор. Сейчас девочки совместно с ментором заняты разработкой схемы для формочек для автоматизации процесса», — объясняет она.

Что касается шопперов, то по словам Шукри, волонтеры их шьют своими руками из экологически чистой ткани, которая выступает как более экономичная и эстетичная альтернатива полиэтиленовым одноразовым пакетам.

«Заказы ребята принимают по разнообразному дизайну и размерам, как пожелает клиент, но главная идея заключается не в красоте, а в популяризации использования шопперов. Это маленький, но действенный шаг в развитии экологических продуктов в Таджикистане», — объясняет она.

Еще одно экологическое мероприятие, которое проводится на постоянной основе – это сбор макулатуры в средних и высших учебных заведениях.

«Собирая макулатуру, волонтеры ее продают и на вырученные средства проводят благотворительные акции, к примеру, в виде помощи многодетным семьям в покупке канцелярских школьных принадлежностей к началу учебного года», — говорит она.

Идейные волонтеры

Шукри говорит, что ребята в их команде – настоящие идейные волонтеры.

«Мы за идею поддерживать наше окружение в чистоте, а также воспитывать новое поколение которому не все равно какой оставить планету потомкам», — добавляет она.

По ее словам, идея развивать экологическое движение в волонтерской деятельности возникла по инициативе самих волонтеров.

«Так как ребята общаются на общие темы и по разным интересам, кто-то например, выбирает более интеллектуальные виды деятельности и занимается дебатами, изучает ораторское мастерство и искусство риторики, занимается чтением книг, написанием рецензий, отзывов и обсуждением их на общих встречах.

А кто-то из ребят предпочитает активное волонтерство, проводя различные экоакции, благотворительные детские праздники для уязвимых детей и другие мероприятия», — объясняет руководитель волонтерского движения.

Кстати, при технопарке есть клуб любителей книг, где волонтеры собираются раз в месяц обсудить прочитанную книгу.

Сейчас члены клуба разработали идею создания портала, где смогут собрать уникальные книги таджикских писателей (с переводами на другие языки), которых еще нет в сети.

«Это огромная работа — сканировать и преобразовывать уникальные, редкие книги в электронный формат, чтобы все желающие могли получить к ним бесплатный доступ.

В настоящее время мы собираем информацию о книгах, на которые есть большой спрос, но их нет в электронном виде. Составив список, мы начнем работу», — говорит Дилрабо и добавляет, — Направлений в волонтерской деятельности может быть множество, и моя небольшая роль в этом лишь направлять ребят и помогать им в успешной реализации».

Помощь семьи — бесценна

Дилрабо Шукри говорит, что ей пришлось бы трудно работать общественницей без понимания и поддержки семьи.

«Хочу особо отметить моего супруга, он ведь был одним из самых активных представителей эко-патрулей города Табошар и более 10 лет занимался подобной деятельностью в общественной организации YGPE по всей Согдийской области. Он поддерживает меня во всем и с пониманием отпускает меня убирать берега реки вместе с волонтерами», — отмечает Дилрабо.

Кстати, даже их 6-летний сын, воспитанный на экоактивизме, осуждает тех, кто выбрасывает мусор мимо урн.

По словам Дилрабо, возможно не вполне осознанно, но мальчик говорит, что когда вырастет, станет волонтером, продолжая семейные традиции.

«Поддержка семьи дает мне стимул продолжать волонтерство, которое началось еще в 2005 году с маленького проекта. На протяжении более 15 лет я развиваю волонтерское движение, пропагандируя здоровый образ жизни, профилактику ВИЧ/СПИД и наркомании, туберкулеза и других болезней.

Во время пандемии мы с волонтерами смогли внести свой вклад в борьбе против COVID-19, начиная от раздачи продуктовых наборов нуждающимся семьям по всей области, заканчивая обучением правильному мытью рук в школах для детей», — говорит Дилрабо и на душе от этих слов становится легко и хорошо, потому что благодаря таким вот волонтерам, которые безвозмездно помогают людям в решении многих проблем, в том числе, сохраняя нашу природу и находясь на страже экологии страны, мы учимся правильно вести себя в обществе, мы становимся лучше и активнее.

Дилрабо Шукри права, когда говорит, что «волонтерство – это не работа, а стиль жизни». Так хочется, чтобы и наша молодежь равнялась на таких вот людей-энтузиастов.