Помогают, но не всем. Имеют ли афганские беженцы доступ к гуманитарной помощи?

Представительство УВКБ ООН в Таджикистане отвечает на главные вопросы о помощи беженцам.


Фото УВКБ ООН

После открытия границ общее количество афганских беженцев в Таджикистане составило 5 500 человек. Многие из них жалуются, что во время пандемии были лишены государственных льгот и пособий для уязвимых групп. Представительство УВКБ ООН в Таджикистане отвечает на главные вопросы о помощи беженцам.

Какая помощь оказывается в Таджикистане беженцам?

С начала пандемии в Таджикистане, УВКБ ООН перенаправил большую часть своих средств на оказание поддержки правительству для реагирования и покрытия нужд и потребностей самых уязвимых слоев населения, включая беженцев. Уже много лет предоставление гуманитарной помощи не является приоритетным направлением УВКБ ООН в Республике Таджикистан.

Но в связи с пандемией, они своевременно пересмотрели свою стратегию с целью обеспечения жизненно-важной помощи уязвимым беженцам.

Какие группы беженцев получили помощь и что именно они получили?

В результате совместных усилий с правительством, 11 домохозяйств афганских беженцев, в том числе, имеющих детей в возрасте до двух лет и подпадающих под критерии уязвимости министерства здравоохранения и соцзащиты населения Таджикистан, получили адресную социальную помощь. Это было сделано в рамках Проекта по реагированию на чрезвычайные ситуации в Таджикистане-COVID-19, финансируемого Всемирным банком.

Также 300 уязвимых семей беженцев были включены в Национальный план реагирования на COVID-19 и получили единоразовую финансовую помощь от правительства.

Со стороны самого УВКБ ООН 414 семей (2227 человек) каждые три месяца получают материальную помощь. К тому же, почти все афганские беженцы получили от УВКБ ООН пакет продуктов (мука, рис, сахар, масло, макароны, чечевица и чай).

Фото УВКБ ООН 

Все ли могут получить гуманитарную помощь?

Конечно, все беженцы нуждаются в помощи в чужой стране, но из-за того, что бюджет УВКБ ООН ограничен, они не в состоянии помочь всем семьям афганских беженцев.

«Поэтому мы помогаем только нуждающимся семьям. У нас своя политика по оказанию помощи. Когда к нам обращаются за помощью, мы проводим мониторинг и определяем, действительно ли им нужна помощь. Потому что есть семьи, которые получают деньги от родственников из-за границы, а есть семьи, которым некому помочь. Каждое обращение мы тщательно проверяем: сколько в семье членов, работают или нет, сколько несовершеннолетних и т.д. Есть беженцы, которые живут одни, и мы в первую очередь, помогаем им», — пояснили в Представительстве.

Какие организации еще помогают афганским беженцам?

Как рассказали в Представительстве УВКБ ООН в Таджикистане, организация сотрудничает с многочисленными заинтересованными сторонами по вопросам здравоохранения, образования, социальной защиты, прав человека и другим направлениям.

Примером может послужить поддержка, оказанная УВКБ ООН в ответ на COVID-19 во Всемирный день беженцев 2020 года, когда они предоставили продуктовые пакеты семьям беженцев. Другие партнеры по развитию, включая Фонд Ага Хана, Фонд помощи Института Открытое общество в Таджикистане, присоединились к этой инициативе и оказали поддержку сообществу беженцев, предоставив им продуктовую помощь, наборы гигиенических принадлежностей и средства индивидуальной защиты.

Имели ли афганские беженцы доступ к медицинским услугам?

УВКБ ООН первоочередное внимание уделяет здоровью беженцев и их доступу к качественным, эффективным с точки зрения затрат и основанным на фактических данных, услугам в области общественного здравоохранения, особенно в настоящее время в связи с пандемией COVID-19.

Представительство УВКБ ООН постоянно выступает за обеспечение доступа всех беженцев к услугам общественного здравоохранения, в области репродуктивного здоровья и ВИЧ, к государственным коммуникативным и некоммуникативным медицинским услугам, а также к услугам по иммунизации, доступным в стране для граждан, особенно для новорожденных.

Беженцы и лица, ищущие убежище в Таджикистане, имеют беспрепятственный доступ к государственным услугам здравоохранения и протоколам иммунизации детей наравне с местными гражданами, утвержденными министерством здравоохранения и социальной защиты Республики Таджикистан.

Поддерживали ли беженцев во время пандемии врачи?

Медицинские учреждения помогали афганским беженцам во время пандемии. Не было никакой дискриминации. По словам представителей УВКБ ООН, они сразу реагировали на случаи дискриминации беженцев в школах или больницах. Они сотрудничали с директорами школ и в махаллях при работе с женщинами.

УВКБ ООН в Таджикистане совместно с государственными учреждениями, включая министерство здравоохранения и с партнерами по развитию, в том числе, ВОЗ, тесно работали над национальными планами по реагированию на COVID-19 в сфере здравоохранения и социальной защиты, обеспечив своим подмандатным лицам возможность наравне с гражданами страны пользоваться услугами здравоохранения и социальной защиты, предоставляемыми во время вспышки коронавируса в Таджикистане.

Во время COVID-19 беженцы получили равный, беспрепятственный доступ к медицинскому обслуживанию на бесплатной основе. Беженцы были госпитализированы и получали такое же лечение, что и граждане страны. В то же время необходимо подчеркнуть, что врачи/медсестры из числа беженцев стояли рядом с местными врачами, чтобы бороться с COVID-19.

Деятельность УВКБ ООН в Таджикистане направлена на то, чтобы интегрировать афганских беженцев в общество, потому что они имеют равные с гражданами, права. Единственное, беженцы не могут избираться и участвовать в выборах.

Что еще можно сделать для этой категории населения?

К сожалению, потребности и нужды всегда превосходят имеющиеся в наличии средства. А из-за негативных социально-экономических последствий пандемии на жизнь и благосостояние людей, их каждодневных нужд становится больше. Поэтому очень важен консолидированный подход со стороны международного сообщества, а также включение беженцев в государственные программы социальной поддержки.

Актуальными остаются вопросы трудоустройства и профессионального обучения трудоспособного населения, включая молодежь.

Очевидно, что от правительства страны требуются инновационные и креативные решения в свете новых вызовов, порожденных пандемией. И беженцы, как часть трудоспособной и созидательной силы, не являются исключением, так как большинство из них потеряли свой привычный заработок и должны приспосабливаться к новым реалиям жизни.