Как люди оказываются ничьими гражданами

Что делается, чтобы решить проблемы людей, которых нет.


Елена Суслова живет в Таджикистане больше 8 лет. Но гражданство так и не получила

Гражданство представляет собой правовую связь человека с государством, дает ему чувство принадлежности, и, что более важно, позволяет пользоваться широким кругом прав. Отсутствие гражданства, лишает человека всего этого и порой может разрушить его жизнь.

Мижгона Халимова рассказывает о судьбе женщины, которая уже много лет пытается получить таджикское гражданство.

Лицо без гражданства – это человек, который не признается гражданином ни одного государства в соответствии с действующим законодательством Таджикистана.

Одни люди являются лицами без гражданства уже при рождении, а другие ими становятся в течение жизни. Лица без гражданства особенно уязвимы в вопросах, касающихся услуг, которые государство предоставляет своим гражданам, в частности связанных с доступом к здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также к заключению различных актов гражданского состояния.

Отсутствие документов, не позволяет им принимать участие в социально-экономической и политической жизни страны, то есть они не ходят на выборы, не выезжают за пределы республики, не устраиваются официально на работу, не открывают счета в банках, не получают какие-либо пособия и так далее. В последние время наряду с термином «безгражданство» активно используется термин «лица под риском безгражданства».

Жизнь под риском без гражданства

Елена Суслова — многодетная мать, которая больше восьми лет незаконно проживает в Таджикистане без регистрации по месту пребывания.

Елена уроженка Ленинградской области России

35-летняя Елена уроженка Ленинградской области РФ в 2004 году создала семью с молодым таджиком и в 2012 года они вместе приехали жить в Таджикистан, продав оставшуюся в наследство квартиру в России. Молодая семья не зарегистрировала свой брак в органах ЗАГС, проживая в гражданском браке.

Но в Таджикистане не все сложилось, как они планировали. Деньги, вырученные с продажи дома Елены, быстро закончились. Муж через пять лет после возвращения на родину скоропостижно скончался. Женщина осталась с четырьмя детьми в маленьком домике, где она проживает вместе с семьей брата покойного супруга и его отцом.

У Елены четверо детей: двое сыновей 13 лет и 12 лет и две дочки — шести и четырех лет. Сыновья Елены сейчас живут с сестрами мужа, так как Елена не в состоянии содержать всех, да и условий в доме практически нет.

«В следующем году моя старшая дочь должна пойти в школу, но у нее нет документов. Я хочу, чтобы правительство помогло мне собрать документы моей дочери и отправить ее в школу», — сказала со слезами Елена.

Дом Елены в поселке Шарора Гиссарского района, принадлежит отцу мужа. Она и ее дочки ютятся она в маленькой комнатке: здесь они спят, едят и играют. Работы для Елены в поселке нет, потому что она проживает в Таджикистане нелегально по внутреннему паспорту гражданки РФ без регистрации по месту жительства.

Вот в таких условиях вынуждена жить семья

К тому же у Елены нет профессионального образования, за спиной только средняя школа. Живут фактически на помощь соседей.

«Иногда мне помогают из джамоата, очень редко — родственники мужа. Бывает, что приходится идти за помощью к соседям, чтобы детей было чем накормить. На работу не берут, везде спрашивают действительный на территории страны документ и регистрацию. Без этого – никуда», — говорит женщина.

Две дочери Елены — Сумая и Ёсуман родились уже в Таджикистане, но не получали свидетельство о рождении, у девочек нет даже справки с медицинского учреждения о рождении, так как роды проходили на дому.

Елена и ее дочери живут под риском без гражданства, у нее недействительный документ личности, а дочки не имеют свидетельство о рождении.

Елена вместе с двумя младшими детьми

«Хочу таджикское гражданство»

«Мне некуда ехать, дома и родственников в России уже нет. Здесь мои дети разговаривают на таджикском языке, у них здесь родственники и друзья. Я очень хочу получить таджикское гражданство», — говорит женщина.

Одно время она пыталась уехать в Россию, обращалась в российское посольство за получением заграничного паспорта РФ, но и там ей не оказали помощь.

Маленький двор практически без элементарных условий

«Я решила остаться жить в Таджикистане. Надеюсь, когда мои сыновья подрастут и будут работать, то позаботятся обо мне», — с надеждой говорит женщина.

По ее словам, единственная ее проблема сейчас – это нехватка продуктов и денег.

«Не на что мне кормить детей, да и за электричество большой долг. Но откуда взять средства», — сетует женщина.

Условия в доме Елены

Конец безгражданства?

В Таджикистане у лиц без гражданства появилась возможность легализоваться и получить документ на постоянное проживание, вид на жительство, а в последующем и долгожданное гражданство.

Срок, выделенный государством для регистрации и обработки запросов, установлен до 25 декабря 2022 года.

Икром Умарзода, бывший заместитель министра внутренних дел страны, в декабре прошлого года на заседании парламента заявил, что, по их оценкам, 65% из нелегально проживающих иностранцев или лиц без гражданства в Таджикистане – это женщины.

Принятый в декабре 2019 года Закон «Об амнистии в связи с легализацией правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно пребывающих на территории Республики Таджикистан» предусматривает правовые и организационные основы проведения государством разовой акции по амнистии, в связи с легализацией правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства государств бывшего СССР.

Данный закон не распространяется на лиц, находящихся под уголовным преследованием или отбывающим наказание в местах лишения свободы, а также являющихся членами партии или другой организации, деятельность которой официально запрещена в Таджикистане. Легализация невозможна для лиц, представивших недостоверные данные о себе или фальшивые документы.

Эксперты считают, что сейчас надо активно проводить разъяснительные работы ввиду того, что Закон устанавливает 3-летний срок для легализации нелегально проживающих лиц.

Начиба Ширинбекова, руководитель правозащитной организации «Право и процветание», которая с 2015 года работает по вопросам безгражданства, отмечает, важно повышать осведомленность этих лиц о действующем Законе об амнистии. Безгражданство не только приносит страдания отдельным лицам, но и в целом негативно влияет и на безопасность государства.

Относительно Елены Сусловой, по словам Ширинбековой, в данное время организация работает по двум вопросам: первое — помочь Елене легализовать свой статус, получив вид на жительство, а второй — установить факт рождения ее дочерей в судебном порядке, а затем и факт отцовства.

Закон об Амнистии — решение всех вопросов?

Елена не единственная, кто претендует на таджикское гражданство. По данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) по состоянию на октябрь 2020 года общее число лиц с неопределенным гражданством в Таджикистане составляет чуть более 5 тысяч человек.

Цифры постоянно меняются по мере выявления и регистрации новых лиц, а также после оказания помощи и разрешения случаев безгражданства. Большую часть этих лиц составляют женщины и девочки — 70%, а по возрастной категории 38% из них – несовершеннолетние.

Самая большая мечта

«Люди, которые не признаются гражданами какого-либо государства, или находящиеся под риском безгражданства, не могут жить полноценной жизнью, их дети лишены права на регистрацию своего рождения. Этот замкнутый круг порождает не одно поколение людей без документов. Такие как Елена Суслова не могут решить самостоятельно свои вопросы, связанные с доступом к регистрации рождения детей и гражданству РТ на протяжении многих лет», — отмечает Наджиба Ширинбекова.

Организация «Право и процветание» является одним из партнеров, реализующих проект УВКБ ООН «Предотвращение и сокращение безгражданства в Республике Таджикистан», и за четыре года работы выявила более 200 лиц без гражданства, которые обратились к ним за помощью. Все эти лица не могли получить виды на жительство, чтобы оставаться и жить на постоянной основе в Таджикистане.

По словам Ширинбековой, принятый закон об амнистии является своевременным и очень важным шагом – актом доброй воли со стороны правительства Таджикистана. Но, по ее мнению, есть риск, что из-за пандемии не все нелегалы успеют обратиться в органы внутренних дел с заявлением.

«Срок легализации правового статуса этих лиц определен до 25 декабря 2022 года и ситуация, связанная с пандемией коронавируса, может негативно повлиять на процесс реализации закона. Просто не все успеют», — отмечает Ширинбекова.

Получить консультацию по вопросам оформления гражданства Таджикистана, получения вида на жительство можно по адресу: город Душанбе, проспект Рудаки, 137, 6-й этаж, каб. 629. Телефоны +992 (93) 900-2095, 900-2096, 900-2097