Единственный кормилец. На что 70-летняя Момаи Холби содержит семью?

Семью Азизовых переселили в новый дом еще 10 лет назад после того, как их прежний был разрушен селем. Но в новом месте только недавно провели электричество, а с водой постоянные перебои.


Холби Азизовой 70 лет. На свою пенсию в 330 сомони она содержит семью. Фото Your.tj

Холби Азизовой 73 года, сейчас она единственный кормилец семьи, которая состоит из ее дочери, внучки и правнука. Женщина в начале 90-х похоронила мужа, и с тех пор сама справлялась со всеми проблемами, вырастила дочь и выдала ее замуж.

Она надеялась, что теперь вздохнет спокойно, но дочь через некоторое время вернулась обратно, через некоторое время узнав, что беременна. Родилась внучка, мать и бабушка вырастили ее и выдали замуж, но и она возвращается в родительский дом, будучи беременной. Сейчас в семье растет правнук Момаи Холби, и он единственная надежда на будущее.

Женщину 70-лет знают все в этой округе. Живет она в одном из кишлаков района Темурмалик Хатлонской области. Хотя она никогда не жалуется, соседи видят, как ей сложно и по мере возможности помогают ей то финансово, то продуктами. Она уже много лет вдова и содержит семью на пенсию в 330 сомони.

«Снимаю пенсию с карты в начале каждого месяца и в первую очередь иду в магазин платить долги, которые накопились за месяц. Без долгов прожить невозможно. После смерти мужа я где только не работала, чтобы вырастить дочку и внучку. Работала на поле, бралась за тяжёлую мужскую работу», — рассказывает она.

Хотя вся жизнь Момаи Холби была тяжелой, она не жалуется, но признается, что иногда украдкой плачет о своей жизни, о будущем дочки, внучки и правнуком, которые сейчас живут на ее мизерную пенсию.

Холби Азизова с дочерью, внучкой и правнуком. Фото Your.tj

«Когда был жив отец, мы не знали проблем, вся мужская работа по дому была на нем, он работал шофером, и мы не знали проблем с продуктами. После его смерти наша жизнь перевернулась, очень сложно стало. Нам дали небольшой участок просто для того, чтобы сажать пшеницу для себя. Мы с мамой выходили в поле для сбора пшеницы с утра и до вечера в 45 градусную жару, но долго так работать не смогли, это оказался очень сложно для нас», — рассказывает Джамиля Азизова, дочь Холби.

Сейчас в семье одна надежда на правнука, которого Момаи Холби называет «сардори хона» («глава дома»).

Момаи Холби известна у себя в махалле еще и тем, что занимается гулдузи – национальной вышивкой. Обычно полотном с вышивкой украшают комнату невесты.

«Было пару заказов на сузани, я сшила и продала, купила одежду, продукты. Но здесь спрос не большой, но если закажут, я сошью. Вообще за любую работу берусь, было время с дочерью были чабанами. Брали коров у соседей и выводили их в поле. Но я постарела, да и дочь не молода, чтобы пастушить», — с сожалением говорит она.

Семью Азизовых переселили в этот дом еще 10 лет назад после того, как их прежний дом был разрушен селем. Но в новом месте только недавно провели электричество, а с водой постоянные перебои.

Своего мужа Хайдара она вспоминает с теплотой, он трепетно относился к ней, хотя кроме одной дочери у них больше детей не было, муж не упрекал ее в этом.

«Хайдар ценил меня и всегда говорил, что я его награда. Дочку любил, всегда после работы приходил и даже уставший играл с ней. Мы мечтали, что вырастим ее, она отучится в университете. Когда муж умер, дочь еще в школе училась», — вспоминает она.

«У меня у самой было тяжелое детство. Отец воевал на фронте, из 11 детей остались четверо, в том числе и я, остальные умерли от голода. Но когда отец вернулся из войны, жизнь стала лучше, мы не шиковали, но папа делал все, чтобы мы не голодали», — рассказывает она.

Женщина пыталась выращивать что-то в своем огороде и продавать. Например, тыквы, кукурузу, зелень или другие культуры на продажу и запасы на зиму, но из-за того, что они получают воду лишь пару раз в неделю по часам, урожая совсем не было.

Дочь Момаи Холби, Джамиля Азизова. Фото Your.tj

«На помощь нам приходят соседи – то лепешки принесут, то фрукты какие-то. Они знают, что прожить на 330 сомони в месяц почти невозможно. Особенно зимой, когда нужно отапливать комнату, а зима тут суровая», — рассказывает женщина.

Несмотря на все тяготы жизни Момаи Холби не унывает, она говорит, что прожила хоть и тяжелую, но все же счастливую жизнь с супругом, а потом с дочерью и внучкой. Теперь ее последняя надежда — это ее правнук, она надеется, что увидит каких успехов он будет добиваться.