Жительница Истаравшана 74-летняя Кутфинисо Пулотова не представляет своей жизни без столярного станка, молотка и гвоздей. Ученица своего отца, известного на севере Таджикистана столяра, она посвятила жизнь любимому делу.
О том, почему женщина предпочитает работать с древесиной, нежели шить платья, она рассказала автору Your.tj Абдугаффору Шодиеву.
Кутфинисо Пулотова занимается столярным делом 50 лет. Вместе с мужем всех пятерых детей они вырастили на деньги, заработанные столярным делом. Сегодня трое сыновей и внуки пошли по стопам родителей и занимаются в мастерской матери.
Отцовское ремесло
Тетя Кутфинисо с малых лет проводила время в мастерской отца, который был профессиональным столяром и научилась у него тонкостям этой профессии.
Ее отец — Пулод Додожонов был известным в Истаравшане мастером. Он изготавливал двери и окна, национальные колыбели — гахвора, ходунки, кровати, полки и другие предметы быта.
«Попробовала работать сама, поняла, что мне это нравится, и у меня все получается», — вспоминает тетя Кутфинисо о том, с чего начинала свое увлечение столярным делом. Возможно, такие способности были заложены в ней генетически.
Девушка часто помогала в процессе обработки дерева отцу и постепенно обучилась всем азам столярного дела.
«Отец был мастером-плотником. Мама и мы, дети, помогали ему во всем. А по вечерам с мамой я вышивала национальные тюбетейки. Но меня все равно тянуло к столярной работе, к дереву.
Запах свежей древесной стружки распространялся по всему двору и невозможно было усидеть, когда в мастерской горел свет.
Конечно, тяжелую работу с деревом выполняли братья, но и мне перепадало что-нибудь из мелких деталей, когда нужно было хорошо обтесать или отшлифовать их.
Отец говорил, что мастерство не знает пола, то есть нет разницы между мужчиной и женщиной, потому что это талант. Поэтому мы старались стать мастерами своего дела и с тех самых пор я занимаюсь столярным делом», — рассказывает мастер.
По словам тети Кутфинисо, отец ежедневно выплачивал своим детям определенную сумму, тем самым, приобщая их к труду. Также он создал все условия, чтобы его дети получили хорошее профессиональное образование.
Так, Кутфинисо обучалась прядильному делу в институте и много лет проработала на знаменитой Ура-тюбинской трикотажной фабрике.
«Начинала с обычной прядильщицы, через полгода стала инструктором. Одежда, производимая нашей фабрикой, в основном экспортировалась за рубеж, имела сертификат качества. Хотя на первый взгляд кажется, что прядильное дело незамысловатое, это далеко не так и требует от человека усердия и знаний», — считает она.
Через год она перешла в учебный комбинат, где проработала мастером цеха 10 лет.
Несмотря на то, что Кутфинисо работала на фабрике, все равно продолжала ходить в мастерскую к отцу и подрабатывала при каждом удобном случае.
За время работы на фабрике, она воспитала много учеников. За эффективную работу Кутфинисо Пулотову не раз отмечали благодарственными письмами и премиями от имени местных властей.
Отцовский наказ
Помимо того, что столярное дело — трудоемкая работа, она так же требует от мастера силы и ловкости. Именно поэтому этим видом промысла в основном занимаются мужчины.
Так получилось, что Кутфинисо выйдя замуж, волею судьбы попала в семью столяров.
«Мой отец всегда повторял, что, освоив какое-нибудь ремесло, человек нигде не пропадет. Выйдя замуж, я узнала, что мой супруг и его семья тоже являются мастерами-плотниками, и поэтому стала продолжать свое ремесло в доме мужа.
Там я поняла весь смысл напутствий отца, потому что были моменты, когда именно эта работа помогла прокормить всю семью», — вспоминает тетя Кутфинисо.
Она рассказывает, как в тяжелые 90-е годы вместе с мужем и свекром почти до полуночи занимались изготовлением дверей и окон, люлек и другой утвари, а потом вместе с золовкой вывозили готовую продукцию на рынок и продавали ее. Родные мужа были очень довольны этими качествами невестки и оставались благодарны до конца жизни.
Дерево было в цене
Мастерица с ностальгией вспоминает, как в советское время среди населения высоко ценились изделия из дерева, сделанные своими руками. Люди нуждались в утвари, изготовленной из дерева, тогда как в наши дни ее полностью заменили пластиковые и пластмассовые изделия.
Сегодня уже не так ценятся деревянные двери, окна и другие предметы интерьера, хотя спрос на изделия ручной работы по-прежнему высок.
Мастерская «Обичапа»
Мастерская тети Кутфинисо заработала много лет назад в истаравшанской махалле Обид Эхсон, более известной как «Обичапа».
Когда-то это место состояло из руин, но сегодня благодаря труду женщины-столяра и ее детей, оно процветает и приносит хороший доход.
В этой мастерской наша героиня воспитала немало учеников, большинство из которых сегодня зарабатывают себе на жизнь столярным промыслом.
«Большинство учеников, которые научились столярному делу у нас с мужем, сегодня зарабатывают этим на жизнь. Они навещают меня на каждый праздник и молятся на могиле моего покойного мужа, что является знаком уважения к мастеру», — рассказывает она.
В столярном деле важны точность, четкость, внимательность к деталям, объясняет женщина. Во время работы не стоит отвлекаться, ведь стоит где-нибудь ошибиться на пару миллиметров, и изделие уже не получится собрать в том виде, в котором оно должно быть изначально.
Все нюансы и технические детали мастер Кутфинисо выучила путем проб и ошибок.
Конечно, поначалу многие удивлялись, узнав, что она — столяр.
«Люди не верили, говорили, что такого не может быть. Но я уже привыкла к такой реакции», — отмечает наша героиня.
В столярном деле нет ничего сложного для женщины, считает тетя Кутфинисо. По ее словам, все предубеждения, связанные с женскими и мужскими профессиями — надуманные.
«Нравится? Можешь? Делай и не думай, что скажут люди», — говорит она.
Несмотря на свой преклонный возраст тетя Кутфинисо и сегодня никак не может обойтись без столярного дела.
Хотя сегодня ее сыновья просят, чтобы она отдыхала дома, она все равно приходит в мастерскую.
«Когда человек занимается каким-либо делом, он настолько к нему привязывается, что не может ни на минуту не думать о нем. Столярное дело давно в моих венах и крови, и я не могу смотреть как в моей мастерской работают без меня», — говорит мастерица.
Поскольку силы у нее из-за возраста уже не те, она просто приходит понаблюдать за работой сыновей и внуков в свою мастерскую.
«Все устали от безработицы, поэтому надо обучаться и работать. Ведь Бог не любит лодырей, — говорит она и напутствует никогда не боятся тяжелой работы, — Да, сначала может быть страшно, руки трясутся. Но потом раз, два, отпилила, привыкла к инструменту, и все в порядке».