12 мая – Международный день медицинских сестер и мы решили рассказать о женщине, которая в профессии почти 30 лет.
Главная медсестра городского центра здоровья Турсунзаде Хафиза Одинаева, которая работает в медицине уже 29 лет, рассказала автору Your.tj Нодире Собирзод о своей профессии, вспоминая страшные годы гражданской войны и тяжелый период пандемии коронавируса.
Сестра Хафиза
Медсестра Хафиза Одинаева — одна из тех героев в белых халатах, которая с первых дней пандемии COVID-19, была на передовой.
Когда в апреле 2020 года коронавирус появился и у нас в стране, персонал Турсунзадевского городского центра здоровья, как и других больниц, был обеспокоен нехваткой защитной одежды для медперсонала, чтобы предохраняться от заражения. О том, что надо самим предпринять необходимые меры, первой заявила Хафиза, предложив самим сшить защитную одежду для себя.
Во время празднования Навруза, когда повсюду были объявлены шестидневные выходные, вместе с бухгалтером учреждения они закупили необходимую ткань и заказали местной швее сшить 20 пар защитных костюмов.
Из-за нехватки времени Хафиза Одинаева привезла из дома швейную машинку и на работе шила фартуки и головные уборы, чтобы ускорить процесс.
В ведении главной медсестры ПМСП (первичной медико-санитарной помощи), которую персонал центра с особым уважением называет «сестра Хафиза», 28 сельских амбулаторий и 50 медпунктов, в которых на постоянной основе работало 87 медицинских сестер.
Сестра Хафиза должна была обеспечить всех дополнительными медикаментами и объяснить, как нужно сшить защитную одежду, а также передать 20 готовых комплектов самым нуждающимся подразделениям.
«После собрания с медсестрами в городском центре здоровья, вдруг почувствовала сильную слабость. По результатам обследования у меня обнаружили коронавирус, я перенесла болезнь одной из первых», — рассказывает Хафиза Одинаева.
Причиной того, что она быстро «поймала» болезнь, была в ее сильной утомляемости в последние дни: ведь Хафиза работала, практически, без передышки: даже иногда не было времени на еду – она спешила побыстрей снабдить средний и младший медицинский состав спецодеждой. Думать о себе не было даже времени.
Позже стало известно, что на том совещании присутствовали несколько медсестер, зараженных коронавирусом, которые не знали о своей болезни.
Апаи Хафиза рассказывает, что когда узнала, что заболела коронавирусом, ей стало страшно. Но не за свою жизнь.
«Я беспокоилась о том, что в такой нелегкий и очень чувствительный период, кто теперь будет руководить медперсоналом, чтобы направлять их в правильное русло, советовать и помогать в лечении больных. Моим подопечным нужен был наставник, который хорошо ориентируется и имеет богатый опыт в профессии», — признается она.
Чтобы не заразить других сотрудников, больная женщина лечилась дома, выполняя назначения врачей.
Сама время от времени проверяла себе пульс, ставила капельницы, благо, опыта в этом деле у нее было предостаточно.
«Трудно поверить, что всего два года назад все были напуганы этой незнакомой науке коварной болезнью, да так, что даже родные иногда бросали своих и изолировались. А сейчас коронавирус лечат как обычную простуду», — отмечает Одинаева.
Тайная «операция»
Апаи Хафиза вспоминает, почему она решила пойти в медицину. Когда училась в 8-м классе, однажды она серьезно заболела и попала в больницу.
По ее словам, врачи и медсестры вылечили ее сладкими речами, а не лекарствами. С того момента она загорелась желанием носить белый халат и посвятить себя лечению других.
К слову, в семье Одинаевых среди 8 детей только Хафиза пошла в медицину.
После окончания школы №30 Шахринавского района юная Хафиза решила поступать в медицинское училище, которое находилось в соседнем Гиссаре.
Когда девушка призналась отцу, что хочет продолжить образование и поступать в медучилище, получила отказ. Он категорически был против дальнейшего обучения дочери – на селе такое не поощрялось, так как участь молодых девушек побыстрей выйти замуж и обзавестись собственной семьей.
Но мать была на стороне дочери. Поэтому вместе они разработали свой тайный план.
«По совету мамы, через полчаса как отец ушел на работу, я взяла документы и отвезла их в медучилище. Моя старшая сестра сопровождала меня», — вспоминает апаи Хафиза.
После того, как Хафиза успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой, призналась отцу в содеянном.
Отец обрадовался, что его дочь поступила, но не хотел показывать этого.
«Он сказал с серьезным тоном: «Если я увижу, что ты дружишь с нехорошими девушками или встречаешься с кем-то из парней, тогда не сердись на меня, дочка», — рассказывает Хафиза.
Но она сдержала свое обещание и постаралась не опозорить отца.
Профессиональный долг
Год окончания училища совпал с разгаром гражданской войны.
В июле 1992 года молодую медсестру приняли на работу в приемное отделение больницы №1 Шахринавского района.
В том же году Хафиза вышла замуж. Даже на последнем сроке беременности 20-летняя медсестра обслуживала пациентов, потому что медработников не хватало – на всю больницу работало всего 10 медсестер.
Часто Хафиза, находившаяся в приемном отделении, работала круглосуточно.
Она вспоминает, как однажды главврач разрешил ей отдохнуть часок во время ночного дежурства. Главврач был добрым человеком и приняв во внимание беременность молодой медсестры, разрешил ей полежать на единственной пустой кровати приемного покоя.
«Примерно через 15 минут после того как я уснула, меня разбудили коллеги и положили на мое место женщину. Сначала я подумала, что она находится без сознания. Когда проверила ее пульс, то испугалась. Это был первый случай в моей практике, когда пациент умер прямо у меня на глазах», — вспоминает апаи Хафиза.
Как оказалось, шальная пуля случайно попала в мужа этой женщины, он умер у нее на глазах. Женщина была так напугана, что у нее случился инфаркт. К сожалению, спасти ее не удалось.
Одним из самых страшных моментов во время работы в экстренной хирургии она назвала случай, когда к ним после автоаварии поступил ребенок.
«Мозг больного ребенка был в таком состоянии, что трудно описать. Этот случай тоже произошел в к 1992 году. Но думаю, что если бы этот инцидент повторился сегодня, современное оборудование и передовые врачи не смогли бы спасти его», — говорит она с сожалением.
Апаи Хафиза никогда не забывает о своем профессиональном долге. Нередко соседи стучатся в дверь медсестры не только днем, но и далеко за полночь и просят о помощи. Однажды к ней в дом привели больного с инфарктом в бессознательном состоянии, она сразу же оказала ему первую медицинскую помощь, помогая быстрее госпитализировать его в больницу.
Таких случаев в ее практике очень много. Хафиза Одинаева считает состояние постоянной боеготовности издержкой профессии.
Клятва Гиппократа
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он сожалеет о выбранной профессии. Но в практике нашей героини такого момента никогда не было.
По словам апаи Хафизы, удачное лечение больного зависит не только от врача, но и от медсестры.
«К сожалению, некоторые врачи хамят медсестрам, принижают их. Нередко можно услышать:
«Ты, медсестра, закончила всего лишь училище и еще поучаешь меня?».
Я знаю медсестер с огромным опытом, у которых знаний больше, чем у некоторых врачей, проучившихся в вузе шесть лет», — говорит она.
По мнению нашей героини, нынешним медсестрам не хватает необходимых знаний – фундамент непрочный еще со школы.
«Хотя для обучения имеются наглядные пособия, электронные книги и другие необходимые пособия, мало кто интересуется над повышением уровня знаний. Только 10 человек из 100 интересуются новинками в сфере медицины, — говорит она и признается, что поэтому она очень строга с медсестрами, которые приезжают к ним на стажировку.
Жизни людей, которые тебе доверили – это не кукольный спектакль. При неправильном введении в вену одного миллиграмма препарата жизнь человека в опасности. Мы принимаем клятву Гиппократа и должны быть верны этой клятве».
Главная медсестра
За свою 28-летнюю карьеру Хафиза Одинаева не работала в совокупности полгода. Когда ее родители умерли, она не смогла жить в Шахринаве и в 2006 году переехала с семьей в Турсунзаде.
В 2007 году устроилась старшей медицинской сестрой в дневной стационар Турсунзадевского городского центра здоровья.
Когда она только начала там работу, главная медсестра учреждения апаи Рисолат, заметив самоотверженность Хафизы Одинаевой, стала ее наставницей. Когда главная медсестра уходила в отпуск, Хафиза ее заменяла, потому что она доверяла свою работу только ей.
Постепенно Хафиза накопила большой опыт и в 2014 года, после выхода апаи Рисолат на заслуженный отдых, по ходатайству коллективного собрания была назначена вместо нее главной медсестрой.
«Вначале я отказалась, потому что руководить средним и младшим медперсоналом в 600 человек требует высокой ответственности. Но Равшан Тураев, главный врач того времени сказал, что я смогу и пообещал помочь с кадрами. Он даже позвонил моему супругу, который находился на тот момент в России и попросил его разрешения. Тогда я сдалась», — вспоминает наша героиня.
Отметим, что Хафиза Одинаева проработала 13 лет в хирургическом отделении Шахринавской районной больницы, затем в Турсунзадевском доме престарелых, старшей медицинской сестрой в городском центре здоровья, а также в инъекционной отделении и в центре семейном медицины №4.
За свою почти 30-летнюю деятельность она неоднократно награждалась почетными грамотами министерства здравоохранения и соцобеспечения республики, местных государственных органов и администрации лечебных учреждений. В 2011 году была признана лучшей в городском конкурсе «Лучшая медицинская сестра» среди медработников 15 учреждений.
Из детей Хафизы Одинаевой старшая дочь пошла по ее стопам и стала медсестрой. Мать очень надеется, что она продолжит дело ее жизни и будет служить людям, так же самоотверженно, как она.